Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Опыт работы ДОУ по здоровьесберегающей технологии "Фитбол-гимнастика"

Дата публикации: 2023-03-06 11:59:22
Статью разместил(а):
Жуплей Раиса Анатольевна

Опыт работы ДОУ по здоровьесберегающей технологии "Фитбол-гимнастика"

Авторы: Грищенко Татьяна Андреевна,

Жуплей Раиса Анатольевна,

Зайцева Екатерина Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающей технологии «Фитбол-гимнастика в ДОУ» на основе материалов и разработок авторов методики Овчинниковой Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников» методика для тетей по коррекции движений у дошкольников с проблемами в развитии.

Ключевые слова: методика коррекции, исследование развития дошкольников, здоровьесберегающая технология.

 

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической.

Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А.В., Пикалева Е.Ю., 2001): 

- Развитие двигательных качеств; 

- Обучение основным двигательным действиям; 

- Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; 

- Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; 

- Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 

- Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; 

- Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; 

- Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; 

- Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; 

- Развитие мелкой моторики и речи; 

Методика проведения. 

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи. 

В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме. 

Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. 

С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т.д.) 

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.  При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

В нашем учреждении имеются дети с недостатки в психическом и физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Поэтому нами была выбрана наиболее эффективная методика для детей ОВЗ и созданы условия для физического развития детей.

С целью выявления проблем в развитии детей были изучены и обобщены знания ведущих специалистов в области физкультурно-оздоровительной работе с детьми и использованы диагностические материалы Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. 

Оценка эффективности занятий фитбол-гимнастикой.

Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий. 

Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития. 

Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских образовательных учреждений используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения: 

3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 

2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован. 

1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении; 

0 баллов — отказ от выполнения движения. 

Контрольные упражнения для оценки сформированности основных движений.

Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду. Согласно возрасту, ребенок должен освоить следующие движения: 

Ходьба:

5 лет — ходьба на носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; ходьба в ритм на месте и с продвижением.

Бег:

5 лет — бег в ритм на месте и с продвижением; с преодолением препятствий (обегать, перепрыгивать, пролезать). 

Прыжки:

5 лет — прыжки на месте с поворотом на 90°; ноги вместе — ноги врозь; поскок в ритм с продвижением; прыжки с места в высоту, глубину, длину.

Лазание:

5 лет — перелезание через бревно; ползание по гимнастической скамейке; ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

Метание:

5 лет — метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола не более 10 раз; бросание мяча вверх, а после удара мяча о землю уметь ловить мяч руками — выполнять не менее 10 раз подряд.

Равновесие:

5 лет — ходить и бегать по горизонтальной и наклонной доске переменным шагом прямо и приставным шагом боком; уметь сделать остановку во время бега, присесть или повернуться кругом, затем продолжить бег; кружиться в обе стороны; ходить по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи; то же с мешочком на голове.

Уровни освоения программы в первый год обучения.

«Познаю фитбол» (5-6 лет).

Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей. 

Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает. 

Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.

Таблица 1. Итоговый результат  оценки эффективности занятий фитбол-гимнастикой по методике Н.В.Озерецкого  и Н.И. Гуревич .

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Метание

Равновесие

с.г

н.г.

с.г

н.г.

с.г

н.г.

с.г

н.г.

с.г

н.г.

с.г

н.г

26,09

11,59

21,74

13,04

23,19

12,32

23,19

10,87

21,01

10,87

10,87

21,01

Коэффициент эффективности на начало года (н.г.) равен - 13%. Коэффициент эффективности на середину(с.г.)  года равен - 18%.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод: проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в частности использование фитбол-гимнастики для общего оздоровления организма детей дошкольного возраста и повышения у них  интереса к занятиям физической культурой.

В результате проделанной работы нами были получены следующие результаты:  

- у детей формируется двигательный опыт с использованием фитболов, дети осваивают комплексы ОРУ, появился интерес к двигательной деятельности, учатся реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх с фитболами.

- уменьшилось количество детей с нарушением осанки.

- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.

- благодаря проводимой работе по ознакомлению родителей с комплексами упражнений с фитболами, с подвижными играми,   появился интерес в семьях в использовании фитболов не только для игр, но и для целенаправленной работы для профилактики нарушения осанки детей.

- в группе повысился коэффициент эмоционального благополучия, отмечается положительное влияние подвижных игр с фитболами на умение ребенка устанавливать психологические контакты и гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, друзьями и с самим собой.

Таким образом, результаты показали, что целенаправленное использование фитболов для занятий с детьми дошкольного возраста по оздоровлению организма обеспечивает положительные результаты, отраженные в мониторинге физического развития и осанки детей. Формирование здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной  деятельности детей старшего дошкольного возраста обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально- волевую сферу и повышая интерес к занятиям физической культурой.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

 

Литература:

1.  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.

2. Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. «Диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников.

3. Казанская А.В, Пикалева Е.Ю. Фитбол гимнастика.

 

. . . . .