Опыт работы ДОУ по здоровьесберегающей технологии "Фитбол-гимнастика"
Опыт работы ДОУ по здоровьесберегающей технологии "Фитбол-гимнастика"
Авторы: Грищенко Татьяна Андреевна,
Жуплей Раиса Анатольевна,
Зайцева Екатерина Александровна
ГБДОУ "Детский сад № 52 Красносельского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающей технологии «Фитбол-гимнастика в ДОУ» на основе материалов и разработок авторов методики Овчинниковой Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников» методика для тетей по коррекции движений у дошкольников с проблемами в развитии.
Ключевые слова: методика коррекции, исследование развития дошкольников, здоровьесберегающая технология.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической.
Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А.В., Пикалева Е.Ю., 2001):
- Развитие двигательных качеств;
- Обучение основным двигательным действиям;
- Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
- Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
- Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
- Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
- Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
- Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
- Развитие мелкой моторики и речи;
Методика проведения.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т.д.)
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
В нашем учреждении имеются дети с недостатки в психическом и физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Поэтому нами была выбрана наиболее эффективная методика для детей ОВЗ и созданы условия для физического развития детей.
С целью выявления проблем в развитии детей были изучены и обобщены знания ведущих специалистов в области физкультурно-оздоровительной работе с детьми и использованы диагностические материалы Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.
Оценка эффективности занятий фитбол-гимнастикой.
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий.
Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских образовательных учреждений используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов — отказ от выполнения движения.
Контрольные упражнения для оценки сформированности основных движений.
Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду. Согласно возрасту, ребенок должен освоить следующие движения:
Ходьба:
5 лет — ходьба на носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; ходьба в ритм на месте и с продвижением.
Бег:
5 лет — бег в ритм на месте и с продвижением; с преодолением препятствий (обегать, перепрыгивать, пролезать).
Прыжки:
5 лет — прыжки на месте с поворотом на 90°; ноги вместе — ноги врозь; поскок в ритм с продвижением; прыжки с места в высоту, глубину, длину.
Лазание:
5 лет — перелезание через бревно; ползание по гимнастической скамейке; ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
Метание:
5 лет — метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола не более 10 раз; бросание мяча вверх, а после удара мяча о землю уметь ловить мяч руками — выполнять не менее 10 раз подряд.
Равновесие:
5 лет — ходить и бегать по горизонтальной и наклонной доске переменным шагом прямо и приставным шагом боком; уметь сделать остановку во время бега, присесть или повернуться кругом, затем продолжить бег; кружиться в обе стороны; ходить по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи; то же с мешочком на голове.
Уровни освоения программы в первый год обучения.
«Познаю фитбол» (5-6 лет).
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
Таблица 1. Итоговый результат оценки эффективности занятий фитбол-гимнастикой по методике Н.В.Озерецкого и Н.И. Гуревич .
|
Коэффициент эффективности на начало года (н.г.) равен - 13%. Коэффициент эффективности на середину(с.г.) года равен - 18%.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод: проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в частности использование фитбол-гимнастики для общего оздоровления организма детей дошкольного возраста и повышения у них интереса к занятиям физической культурой.
В результате проделанной работы нами были получены следующие результаты:
- у детей формируется двигательный опыт с использованием фитболов, дети осваивают комплексы ОРУ, появился интерес к двигательной деятельности, учатся реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх с фитболами.
- уменьшилось количество детей с нарушением осанки.
- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.
- благодаря проводимой работе по ознакомлению родителей с комплексами упражнений с фитболами, с подвижными играми, появился интерес в семьях в использовании фитболов не только для игр, но и для целенаправленной работы для профилактики нарушения осанки детей.
- в группе повысился коэффициент эмоционального благополучия, отмечается положительное влияние подвижных игр с фитболами на умение ребенка устанавливать психологические контакты и гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, друзьями и с самим собой.
Таким образом, результаты показали, что целенаправленное использование фитболов для занятий с детьми дошкольного возраста по оздоровлению организма обеспечивает положительные результаты, отраженные в мониторинге физического развития и осанки детей. Формирование здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально- волевую сферу и повышая интерес к занятиям физической культурой.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Литература:
1. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.
2. Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. «Диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников.
3. Казанская А.В, Пикалева Е.Ю. Фитбол гимнастика.