Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у старших дошкольников с ОНР

Дата публикации: 2023-03-11 19:09:12
Статью разместил(а):
Тарасюк Юлия Анатольевна

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у старших дошкольников с ОНР

Автор: Тарасюк Юлия Анатольевна

ГБДОУ "Детский сад № 26 Московского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье раскрываются основные направления организации коррекционно-развивающих занятий по формированию математических представлений в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Использование специально разработанных методических рекомендаций позволяет не только успешно формировать у детей математические представления, но и осуществлять коррекцию и развитие речевой деятельности. Статья адресована воспитателям логопедических групп. Также этот материал может быть использован для проведения занятий с детьми с нарушением интеллектуального развития.

Ключевые слова: дошкольный возраст, формирование элементарных математических представлений, нарушения речи, дидактические игры.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Огромное  значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

Важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:

· личностно-развивающая направленность занятий;

· обследование ситуации успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;

· развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия;

· соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития (Михайлова З.А.).

Задачами подготовки дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования  являются: формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умении в счете, вычислениях, измерении, моделировании,  но и развитии познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное  развитие ребенка.

Нарушения развития речи дошкольника значительно осложняют обучение математике. Экспериментальные данные показывают, что математические представления детей с нарушением речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложение и вычитание. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Детям очень трудно проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность, так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали. Допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, а также испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.

Несмотря на то, что дети умеют различать предметы по величине, длине, ширине, высоте, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Представления о форме у данной категории детей сформированы. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный словарь.

Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное. Поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

Наблюдается неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесного логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дошкольники с патологией речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы дошкольного образовательного учреждения. Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов и средств обучения.

Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала. При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направленная деятельность, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Да и кто сказал, что занятия математикой, а тем более с малышами, непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества. Прежде чем приступить, к работе с детьми по развитию элементарных математических представлений, целесообразно провести диагностику детей на выявление их знаний, умений и навыков.

В дошкольном возрасте любая деятельность начинает развиваться в процессе игры. Использование игровых методов и различных игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений способствует тому, что у детей появляется интерес к познанию. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его внимание, мышление, речь, воображение, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание. Одним из видов игр является дидактическая игра. Главная ценность дидактических игр состоит в том, что задание детям предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, развивается их мышление, память, внимание, воображение, речь.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий  и преодоления трудностей. Дидактическая игра – это как бы звено между познавательной и игровой деятельностью. Ребенок, играя,  приобретает определенные знания, которые в дальнейшем ему пригодятся для подготовки к школе и успешном обучении. Их занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения.

Овладение дидактическими играми, логическими задачами проходит в три этапа:

Первый этап — объяснение игры, формирование умений действовать по правилам.

Второй этап — овладение умениями выполнять правила взаимодействий в игре. Детям предлагается играть вдвоем. Под руководством воспитателя дети накапливают опыт взаимоотношений в совместной игре.

Третий этап — совершенствование способов совместной игры, формирование умений играть маленькими группами, с включением роли ведущего из числа детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры могут включаться непосредственно в  организованную деятельность педагога с детьми, как одно из средств реализации программных задач. Они могут использоваться, с целью заинтересовать ребенка заниматься, так и с целью закрепления пройденного материала.

Каждое занятие по математике я начинаю с повторения, закрепления порядкового счёта. Детям предлагаю встать в две колонны: девочки и мальчики. Даю команду: «Девочки, по порядку рассчитайсь!». Девочки считают. Аналогично даю команду мальчикам. Затем мы сравниваем количество девочек и мальчиков. На сколько мальчиков больше, чем девочек? На сколько девочек меньше, чем мальчиков? Что нужно сделать, чтобы мальчиков и девочек стало поровну или одинаковое количество?    

Дидактическая игра влияет огромную роль в развитии психических процессов как память, мышление, внимание, воображение и конечно речь. Ведь обогащение, закрепление, активизация словаря постоянная составная часть программного содержания. Словарь, который дети усваивают в дидактических играх, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями. Часто, на практике, дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности и роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия).

В дидактических упражнениях дети учатся отвечать на точно поставленный вопрос полным предложением, учатся мыслить и анализировать свои действия, рассуждать. В психологии доказана роль речи в становлении и развитии мышления. Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс. Так, например игры: «Чем похожи – чем  отличаются?», «Какие фигуры пропущены?», «Какая фигура лишняя?».

Ребенок должен на основе зрительно-мыслительного анализа и сопоставления найти несколько отличий, недостающую фигуру или картинку, определить лишнюю фигуру, но и логически правильно построенным предложением ответить на поставленный вопрос.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, следовательно, наша задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память у детей. При произвольном запоминании мы ставим перед ребенком цель запомнить что-либо или кого-либо, а затем воспроизвести по памяти. Так в играх «Что изменилось?», «Сделай также» мы просим ребенка  запомнить игрушки, фигурки, картинки, их месторасположение и, после каких либо изменений, просим воспроизвести по памяти их первоначальное месторасположение.

Очень хорошее дидактическое упражнение «Где какая фигура расположена». В этом упражнении может быть цель не только ориентировка на листе бумаги, но и, как усложнение, запомнить месторасположение фигур и, затем, по памяти, расположить фигуры или рассказать об их расположении. Следовательно, мы затрагиваем и развиваем такие психологические процессы как внимание, память, речь.

Устойчивое внимание ребенка играет огромную роль в познании окружающей действительности, на занятиях и обучении в школе. Мы приучаем детей слушать и слышать, выполнять задания на основе словесной инструкции, интересные игровые упражнения и игры, такие как: «Собери бусы», «Веселые клеточки», «Дорисуй геометрические фигуры». С большим интересом дети играют с дидактическими материалами, такими как Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. В процессе игры дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации. Наиболее интересными играми и упражнениями являются: «Построй мост», «Помоги зайчику», «Найди клад», «Угадай фигуру», «Сложи узор из палочек», «Веселые головоломки», «Три обруча». С помощью этих игр дети тренируют внимание, память, мышление, восприятие, воображение, учатся работать по схеме и использовать символы.

Для развития творческого мышления и воображения можно предложить ребенку игры: «Геометрические фигуры», «Сложи узор», «Придумай и дорисуй». Ребенок, используя геометрические фигуры, придумывает различные узоры или предметы (дома, деревья, корабли) может сложить сюжетную картину. В играх «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» ребенок знакомится с эталонами цвета, формы, соотношением целого и части. Для закрепления количественного счета и цифр можно предложить игу и игровые упражнения «Найди пару», «Соседи числа», «Задуманное число». Для закрепления по разделу величина можно использовать игру «Лабиринты», где ребенок должен найти самый короткий, или самый длинный путь, самую высокую или самую низкую башню, «Построй лесенку» (палочки Кюизенера).

Для развития ориентировки в пространстве можно использовать игру «Клад», «Азбука Морзе». В этих играх ребенок учится ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, а также работать со схемой или планом.  Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность.

Существует еще много интересных и познавательных игр и игровых упражнений, в которые дети с большим удовольствием играют.

Следовательно, использование дидактических игр и игровых упражнений оказывают большое значение в умственном развитии ребенка и в решении поставленных задач:

· Развитие элементарных математических представлений у детей, способствует проявлению интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания.

· Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

· Обобщать знания ребенка, выявлять его индивидуальные возможности и уровень развития.

· Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать, развивать произвольное внимание и творческое воображение.

· Обогащать словарный запас ребенка, учить согласовывать числительные и существительные, существительные и прилагательные, использовать в речи наречия и глаголы, уметь отвечать полными предложениями, рассуждать и анализировать.

· В процессе игровой деятельности воспитывать настойчивость и выдержку, формировать положительные взаимоотношения между собой, дружелюбие, взаимопомощь и умение выполнять правила.

 

Список литературы:

1. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста  с нарушением  речи: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (С 4 до 5 и с 5 до 6 лет). ­ Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

 

. . . . .