Сохранение и укрепление здоровья детей, через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Дата публикации: 2020-05-21 23:11:25
Статью разместил(а):
Поленова Анна Александровна

Сохранение и укрепление здоровья детей, через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Автор: Поленова Анна Александровна

Детский сад № 118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Дружба" г. Орска

 

Аннотация: Проблема физического и психического здоровья молодого поколения сегодня стала важной и актуальной в методике и практике физического воспитания. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной активности детей дошкольного возраста. Таким образом, возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить у дошкольников устойчивый интерес, потребнострегулярным занятиям физической культурой.

 

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Однако отмечается, что не во всех ДОУ полноценно решаются задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят скучно, однообразно, и как следствие этого – у воспитанников отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой. Поэтому  использование физкультурных занятий нетрадиционной направленности приобретает важную роль для дошкольных учреждений.

Объект  исследования - физическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие интереса у детей дошкольного возраста к физкультуре, а именно к нетрадиционным занятиям физической культурой.

Цель исследования: поиск эффективных методов и форм проведения нетрадиционных физкультурных занятий.

Гипотеза исследования: Применение нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре в том случае, если создать систему интересных физкультурных занятий:

- продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;

- положить в основу нетрадиционных форм следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы нетрадиционных форм физкультурных занятий.

2. Проанализировать вариативные программы, учебные пособия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с точки зрения физкультурных занятий.

5. Разработать практические рекомендации нетрадиционных физкультурных занятий для педагогов.

Исследование  началось с изучения литературы, связанной с вопросом потребностно - мотивационной сферы. Выяснилось, что важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла. Создание изучаемых процессов для собственной деятельности.

Основными средствами воспитания устойчивого интереса у детей дошкольного возраста являются:

- создание проблемной ситуации;

- подражание;

- НОВИЗНА МАТЕРИАЛА (ВАЖНЕЙШАЯ ПРЕДПОСЫЛКА);

- создание игровой ситуации;

- личность педагога;

- использование таких заданий, которые потребуют от детей активной поисковой деятельности (квест).

Изучив данные особенности, можно  сделать вывод, что нетрадиционные формы занятий являются одним из средств формирования интереса к физкультуре.

Нетрадиционная форма занятий - это импровизированное построение занятия, которое не всегда имеет точную структуру, необычно по замыслу, по организации, методике. Это больше нравятся детям, так как несёт в себе что-то оригинальное, новое.

Проблемой физического воспитания детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных подходов посвящала свои работы Л.Д. Глазырина.

В настоящее время разработана система занятий в нетрадиционной форме:

1.Сюжетные занятия (задачи).

2. Игровые занятия (творческие задания).

3. Физкультурно-познавательные занятия.

4. Эстафеты – соревнования.

5. Физкультурные занятия по сказкам.

6. Занятия на свободное творчество.

7.Фольклор:

- двигательные творческие занятия;

- сюжетно-физкультурные занятия;

- театрализованные физкультурные занятия;

- игровые физкультурные занятия.

8. Ритмическая гимнастика.

9. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.

10. Поисковые занятия (квест).

В процессе сравнительного анализа вариативных программ и педагогического опыта по нетрадиционным формам занятий физической культурой, я сделала выводы, что самое главное при проведении физических занятий - это позитивный, эмоциональный настрой педагога, желание двигаться и научить этому детей. Нетрадиционные занятия позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают двигательную деятельность более интересной, привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают интерес, творчество и фантазию.

Наш эксперимент проводился в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении "Детский сад № 118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников "Дружба" г. Орска". Для проведения констатирующего эксперимента мы выбрали 12 детей среднего возраста (экспериментальная группа) - дети разного уровня здоровья, разной степени подготовленности. Остальные дети вошли в контрольную группу.

Исследование проводились в 3 этапа.

1. Констатирующий этап.

2. Формирующий этап.

3. Контрольный этап.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы поставили следующие задачи:

1) выявить интерес к физкультурным занятиям в частности к нетрадиционным формам;

2) выяснить количество, виды нетрадиционных физкультурных занятий, которые были проведены в ДОУ;

3) сделать анализ планов воспитательной работы с целью определения наличия нетрадиционных форм физкультурных занятий.

Для реализации этих задач мы использовали следующие методы констатации:

1) изучение результативности состояния здоровья по документам руководителя физического воспитания;

2) педагогический эксперимент, который предполагал комплексное использование методов: наблюдение, беседы, эксперимента и анализа планов воспитательной работы.

На основании этих методов мы сделали следующие выводы:

- у детей среднего дошкольного возраста наблюдается повышенный интерес к занятиям нетрадиционной формы;

- количество занятий в нетрадиционной форме планируется недостаточно;

- форма проведения традиционных занятий однообразна, неинтересна и скучна для детей.

На основании констатирующего эксперимента, мы определили задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему занятий в нетрадиционной форме и экспериментально доказать эффективность этих занятий в повышении интереса детей к физкультуре, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей.

2. Выяснить эффективность результативности воздействия нетрадиционных форм занятий на состояние здоровья и физического развития детей.

3. Разработать практические рекомендации, советы для воспитателей по проведению занятий в нетрадиционных формах.

Методика формирующего эксперимента:

Был составлен перспективный план работы, система НОД. В основу нашей системы занятий, были положены следующие принципы:

- принципы последовательности, систематичности;

- принципы синкретичности;

- принципы творческой направленности.

Вся деятельность проводилась по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Тематика соответствовала возрастным возможностям детей, это сказочные сюжеты.

1. "По следам серого волка". Цель: учить детей перелазить через препятствие и совершенствовать умение входить в образ, создать радостное настроение, вызвать интерес и желание заниматься физкультурой.

2 ."Путешествие Красной шапочки". Цель: учить подлезать под дугу боком в группировке складывая руки "палочкой" у груди; закреплять умения ходить по канату приставным шагом.

3. "В гостях у Айболита". Цель: продолжать разучивание упражнений на укрепление мышц рук и ног, повторить приемы самомассажа.

А также: "Путешествие царевны лягушки", "Морское приключение", "Путешествие в Африку», «Весёлые мышата", "В гости к кукле Соне."

Кроме того, велась работа с родителями. С ними было проведено анкетирование по выявлению педагогической компетентности в вопросах физического развития детей. Анкетирование показало, что только 15% родителей знают, как развивать детей физически, около 25% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, 60% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по закаливанию, укреплению здоровья с помощью физических упражнений, подвижными играм.

Мы организовали выставку конспектов занятий в нетрадиционной форме. Родители отнеслись с большим интересом к просмотру этих конспектов, читали, делали для себя некие выводы. Мы провели родительское собрание на тему: "Разные виды физкультурных занятий". Мы провели открытые занятия. Родителям было показано физкультурные занятия "В стране Спортландия".

В группе родителям была предложена выставка литературы не тему: "что интересно вашему ребенку?", "Какие физкультурные занятия ему нравятся? «Мы оформили родительский уголок, в который включили: памятки; комплексы упражнений; фотографии отображающие проведение занятий в нетрадиционной форме; подвижные игры; конспекты занятий в нетрадиционной форме. Были составлены практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий в нетрадиционной форме.

По окончании нашей работы был проведен контрольный эксперимент с целью проверки эффективности мер по повышению двигательной активности занятий в нетрадиционной форме через диагностику. Мы провели беседу с детьми. По результатам было видно, что интерес детей не исчез, а наоборот, повысился. Анализируя результаты контрольного эксперимента, отмечаем, что:

У детей средней группы повысился интерес к занятиям в нетрадиционной форме (на 67%)  Возросло количество занятий в нетрадиционной форме в планах воспитателей (на 65%)  Форма проведения нетрадиционных форм занятий стала более разнообразна.

На 30% больше стали планировать воспитатели нетрадиционные формы в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Важным итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика здоровья детей. И, что самое главное, улучшилась эмоциональная сфера детей.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: у детей появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети, более подвижные и смелые, обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.  

Нетрадиционные формы физкультурных занятий необходимы в работе с детьми, т.к. благодаря таким формам физическое воспитание и развитие детей поднимается на более высокий уровень.