Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Разработка визуализированного меню ДОУ как форма повышения качества питания

Дата публикации: 2023-03-21 01:53:22
Статью разместил(а):
Тимофеева Елена Леонидовна

Разработка визуализированного меню ДОУ как форма повышения качества питания

Автор: Тимофеева Елена Леонидовна

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о важности здорового питания, особенно в детском возрасте. Разработка визуализированного меню ДОУ повлияла на качество питания дошкольников.

Ключевые слова: организация питания, качество питания, визуализированное меню, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Питание, особенно в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, - тема очень актуальная. В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Повышение качества питания детей дошкольного возраста является проблемой большой государственной важности. Но, к большому сожалению, сегодня педагоги и многие родители не достаточно готовы к решению задач, связанных со значением питания для растущего организма. Не многие знают о роли пищевых веществ, о полезности различных продуктов и блюд. Да и среди воспитанников выявлен низкий объем знаний  и понимание значения для их здоровья правильного питания.

Мы оценили всю важность и актуальность данной проблемы. При организации питания в ДОУ придерживались следующих основных принципов:

· Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка. 

· Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ. 

· Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона. 

· Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд. 

· Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи. 

Воспитанники обеспечены 5-ти разовым питанием в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОУ. Питание организовано согласно утвержденному 10-дневному цикличному меню. В ДОУ созданы все условия для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

Решением вопроса повышения качества питания детей стала разработка визуализированного меню ДОУ. Была разработана картотека блюд с технологическими картами их приготовления, в которых содержится информация о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду. Теперь не только сотрудники детского сада, но и воспитанники с родителями могут визуально увидеть, как должно выглядеть то или иное блюдо. Но как такое меню связано с повышением качества питания? Все очень просто. Когда вы видите красиво оформленные овощи, сбрызнутые маслом и посыпанные зеленью, - это пробуждает аппетит, даже если вы не едите обычно овощи в таком виде.

Правильно оформленное мясо или котлета становятся вкуснее. Морс или компот, налитый в красивый бокал, вызывает восторг. Все дело в нашем мозге. Именно он получает удовольствие от визуального восприятия еды. Он вырабатывает и сам же потребляет гормоны, отвечающие за удовольствие и предвкушение. Он дает сигналы желудку к подготовке приема пищи. Мозг готовится получить удовольствие ещё до того, как узнает вкус блюда. Это существенно влияет не только на восприятие вкуса еды, но и на результат её потребления. Доказано, что при правильном и красивом оформлении блюд, они лучше усваиваются человеком. Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста.

Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом, ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.

С помощью визуализированного меню мы приучаем наших воспитанников к тому, что еда красивая, вкусная, полезная, что надо получать от еды удовольствие.

В каждой групповой комнате имеется уголок меню - это определённое место, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.

Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4 изображаются блюда, их оформление на тарелке, правильная сервировка стола. Красочно подобранные фото вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой уголок можно оформить самостоятельно, можно напечатать в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.

Питание в детских садах – излюбленная тема для критики со стороны некоторых родителей. Поэтому родителям необходимо знать, по каким принципам строится питание в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) и какими правовыми нормами оно регламентируется.

Питание в детских дошкольных учреждениях строится на трех базовых принципах:

1. Диетологический.

Данный принцип основан на том факте, что правильное сбалансированное питание – основа благополучного роста и гармоничного развития детей. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, 75% пищи получают именно в них, тогда как на домашнюю еду приходится лишь 25% от рациона.

Отсюда рождается понимание, что именно «садиковая» еда должна обеспечить детский организм необходимыми белками, жирами, углеводами и витаминами, а также напитать его энергией на весь день.

Дети, питающиеся правильно, имеют более высокую познавательную активность, лучше концентрируют внимание, не имеют жалоб на снижение памяти.

2. Эстетический.

Суть данного принципа можно сформулировать так: «Еда должна выглядеть привлекательно и стимулировать пищеварение». Красиво поданная еда и аккуратно сервированные столы прививают детям чувство прекрасного с самого раннего возраста. Культура поведения за столом (правильность пользования столовыми приборами и навыки опрятности) поможет ребенку адаптироваться в любом коллективе.

3. Принцип регулярности.

Все дети, пребывающие в детских дошкольных учреждениях более 3 часов, должны обеспечиваться горячим питанием. Перерыв между приемами пищи у дошкольников не должен составлять более 3,5–4 часов. Исходя из этих базовых принципов, сформированы новейшие нормативы. Именно на них опираются разработчики и составители меню для детских садов.

Всё логично – дети должны разнообразно и вкусно питаться, а мы - красиво оформлять то, что они едят. Каждый прием пищи должен быть приятен и красив. И всё это не так сложно, как кажется. Достаточно разработать визуализированное меню  и работать с ним.

 

. . . . .