Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ОВЗ

Дата публикации: 2023-03-21 21:40:06
Статью разместил(а):
Таркова Марина Васильевна

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ОВЗ

Автор: Таркова Марина Васильевна

МАДОУ «Детский сад № 393», г. Пермь

 

Дидактическая игра – одна из форм обучения воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Содержание, правила и игровые действия дидактических игр специально разрабатываются в обучающих целях. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача: все остальные элементы подчинены этой задаче. Обучающие задачи наиболее распространенных в детских садах речевых дидактических игр в основном, следующие: формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи детей. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Классификация дидактических игр в педагогике чаще всего соотносится с содержанием игры, обучением и воспитанием: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другое. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Описание этих игр можно встретить в разнообразных литературных источниках.

Существующие в детских садах дидактические игры с игрушкой, настольно-печатным материалом, словом могут быть широко использованы как на занятиях, так и в повседневной деятельности с целью закрепления, уточнения, расширения и углубления тех знаний, которые дети получили в процессе занятий, экскурсий и повседневной жизни.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.

При планировании педагогического взаимодействие процесса воспитатель четко определяет взаимодействие двух форм обучения.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. Только в результате повторения дети учатся выделять предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Необходимость повторности игр определяется тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

Важным условием результативного использование дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметом, картинками и так далее. Наглядность в игре, прежде всего, представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею.

Дидактическая игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

В руководстве игрой, в развитии её, огромное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активности игровых действий, условием игровых правил. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети, как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более медленный. В последующий период, когда игра развертывается в сменяющих одно другими игровых действий, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется.

Руководя дидактической игрой, важно использовать разнообразные формы организации детей.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения знаний детей или усвоение знаний, или в их применении в установлении взаимодействия детей в игре.

В.И. Логинова относит к основным дидактическим принципам:

- принцип развивающего обучения;

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип доступности обучения;

- принцип системности и последовательности;

- принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

- принцип индивидуального подхода к детям.

В.И. Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), то есть как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий.

Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка, при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения возможно обеспечить грамотное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка.

Для занятий по развитию речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы. Это игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовых принадлежностей существительных); «Поручения», «Зайка, сделай», «Мишка, ляг», «Вы хотите? – Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Языковый материал игр изменяется в зависимости от возраста детей.

При отборе материала для игр и упражнений важно организовать игру таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения; например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зависимости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа (ср.: пол – полы – полов, стол – столы – столов, стул – стулья – стульев, колос – колосья - колосьев). Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

При правильной организации этой игры дети не просто упражняются в употреблении какой-нибудь формы, но и учатся правильно изменять слова, следуя образцу, предложенному педагогом.  

Учить детей самостоятельно образовывать трудные формы слов можно и с помощью упражнений на подбор рифмы. Например, игра «Сочиняем рифмовки» для детей шестого года жизни. В ходе этого упражнения, сочиняя рифмы и, казалось бы, просто играя словами, дети и не замечают, как легко и просто им запоминаются трудные формы слов, которые они к тому же образовывают самостоятельно.

Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности. Так, эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами. В игре «Теремок», например, двери домика не открываются, если неправильно сказать, кто пришел; в играх «Мишка поезжай», «Поручения» сказочный персонаж не выполняет поручение, если его попросить неправильно. В играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове (например, игра «Узнай по описанию»).

В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.

Формирование разных сторон речи языка дошкольника имеет свою специфику, и для их развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, средства, организации). Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно.

Дидактические игры и упражнения для развития речи являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Выводы. 

Таким образом, анализ литературы показал, что общее недоразвитие речи – особое речевое расстройство, которое затрагивает все стороны речи (фонетика, лексика, грамматика, связная речь).

Формирование разных сторон речи языка дошкольника с ОНР имеет свою специфику, для их развития и коррекции должны применяться различные педагогические средства. Дидактические игры и упражнения для развития речи являются одним из эффективных средств воздействия. Большое влияние дидактические игры оказывают на все стороны речи ребёнка: пополняется активный и пассивный словарь, корректируется и развивается грамматическая сторона речи, совершенствуется связная речь, преодолеваются нарушения фонетико-фонетической стороны речи.

 

. . . . .