Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе различных видов деятельности.

Дата публикации: 2023-03-26 01:21:52
Статью разместил(а):
Джабиева Инга Хетаговна

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе различных видов деятельности

Автор: Джабиева Инга Хетаговна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассматривается процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе различных видов деятельности и роль воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ДОУ, педагогика, окружающим мир, педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в процессе различных видов деятельности"

Джабиевой Инги Хетаговны, МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, особенностях природы.

Рецензируемая статья по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности, разработанная воспитателем Джабиевой И.Х., представляет собой перечень и характеристику активностей, которые воспитатель может организовывать для достижения указанной выше цели.

В процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, воспитатель может использовать различные методы. Например, можно показывать ребенку фотографии и картинки, рассказывать интересные истории, проводить экскурсии. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса познания мира. В конечном итоге, роль воспитателя в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром заключается в том, чтобы научить ребенка любить и уважать природу, быть бережным и ответственным. Воспитатель должен помочь ребенку понять, что мир вокруг нас бесконечно интересен и удивителен, и что каждый из нас может внести свой вклад в его сохранение и улучшение.

Актуальность данной статьи в том, что по мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. С 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях

Итак, представленный на рецензирование материал Джабиевой И.Х., выстроен в определенной аргументированной логике. Содержание данных разработок органично отражает современную образовательную парадигму. Рецензентом рекомендуется к использованию рецензируемый материал для дополнительного образования младшего и среднего дошкольного возраста.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, старший методист БУ ПО «Няганский технологический колледж» Ольга Львовна Гиршевич

 

Воспитание ребенка — это процесс, который начинается с первых дней его жизни. Одним из важнейших аспектов воспитания является ознакомление ребенка с окружающим миром. В процессе различных видов деятельности, дети получают знания о мире, о том, как все устроено и как работает, о том, как они могут взаимодействовать с окружающим миром. Дети дошкольного возраста находятся в возрасте, когда они максимально открыты к миру, их любопытство и желание узнать новое не знают границ, поэтому начинать ознакомление ребенка с окружающим миром нужно с самого раннего возраста. Именно поэтому взаимодействие детей с окружающим миром в этом возрасте является одной из важных задач детского сада.

В этом процессе воспитатель играет важную роль. Воспитатель должен стать наставником для ребенка, который поможет ему узнать мир и понять, как в нем жить, показывать ребенку интересные предметы, объяснять, как они работают, и зачем они нужны. Важно, чтобы ребенок узнавал мир не только внутри дома, но и за его пределами. Воспитатель должен создать для ребенка безопасную и комфортную среду, в которой он сможет познавать мир. Но главное, воспитатель должен научить ребенка любить окружающий мир и заботиться о нем.

Педагог должен помочь ребенку научиться наблюдать и анализировать происходящее вокруг. Для этого можно использовать различные игры и упражнения. Например, можно попросить ребенка описать, что он видит, когда вы идете по улице, или попросить его найти все красные машины на парковке. Важно, чтобы ребенку помогли понять, что все в мире связано между собой. Например, можно показать ребенку, как дерево дает кислород, а земля дает ему питательные вещества. Ребенка должен уметь заботиться о природе и бережно относиться к животным.

В процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, воспитатель может использовать различные методы. Например, можно показывать ребенку фотографии и картинки, рассказывать интересные истории, проводить экскурсии. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса познания мира. В конечном итоге, роль воспитателя в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром заключается в том, чтобы научить ребенка любить и уважать природу, быть бережным и ответственным. Воспитатель должен помочь ребенку понять, что мир вокруг нас бесконечно интересен и удивителен, и что каждый из нас может внести свой вклад в его сохранение и улучшение.

Рассмотрим, какие виды деятельности помогают детям дошкольного возраста ознакомиться с окружающим миром. На практике воспитатель может организовать следующие активности для своих подопечных:

1. Экскурсии в музеи, парки, зоопарки и другие места, где дети могут наблюдать разнообразные объекты природы и культуры, помогают детям узнать больше о мире. В процессе экскурсии, дети могут задавать вопросы и получать ответы на них, узнавать новые факты и получать новые впечатления. Это помогает им расширять свой кругозор и понимать, как устроен мир вокруг них. Дети могут изучать культуру и искусство, посещая музеи и выставки, рисуя и лепя фигурки, и создавая различные изделия. Это помогает им понимать, как люди жили в прошлом и как они живут сейчас, а также развивает творческие способности и воображение.

2. Игры и конструирование могут быть очень полезны для ознакомления детей с окружающим миром. Игры, связанные с животными, растениями и природой, помогают детям узнать больше о них и понять, как они взаимодействуют между собой. Конструирование помогает детям понять, как устроены различные объекты и механизмы, и как они работают. Дети могут участвовать в садоводстве и огородничестве, сажая цветы и овощи и заботясь о них. Это помогает им понимать, как растения растут и развиваются, и как они могут взаимодействовать с ними. Кроме того, участие в садоводстве и огородничестве развивает ответственность и заботу о живых существах.

3. Рисование и лепка — творческий способ ознакомления детей с окружающим миром. В процессе рисования и лепки, дети могут изображать различные объекты и явления природы, что помогает им лучше понять, как все устроено. Кроме того, рисование и лепка развивают творческие способности детей и помогают им выражать свои мысли и чувства.

4. Эксперименты – захватывающая деятельность для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром. В процессе экспериментов дети могут изучать различные явления и процессы, которые происходят в окружающем мире. Это помогает им лучше понимать, как все устроено и как все работает.

5. Физические упражнения и спорт — это еще один способ ознакомления детей с окружающим миром. В процессе занятий спортом, дети могут изучать свои возможности и ограничения. Дети могут участвовать в спортивных мероприятиях, таких как прогулки, игры, занятия физическими упражнениями.

6. Наблюдение за природой. Дети могут наблюдать за птицами, бабочками, насекомыми, цветами и другими объектами природы. Это помогает им не только узнавать о том, что окружает их, но и развивать внимание, память и способность к организации информации. Дети могут исследовать различные объекты окружающей среды, такие как камни, палки, листья, муравейники и т.д. Исследование помогает детям понимать, как все устроено и как они могут взаимодействовать с окружающим миром. Кроме того, исследование объектов окружающей среды развивает моторику и познавательные способности детей.

Одним из главных результатов ознакомления ребенка с окружающим миром в процессе обучения в ДОУ является развитие его интеллектуальных способностей. Ребенок учится мыслить логически, анализировать и решать проблемы. Он также учится наблюдать за окружающим миром и задавать вопросы, чтобы лучше понимать происходящее.

Другим результатом ознакомления ребенка с окружающим миром в детском саду является его социальное развитие. Ребенок учится общаться со своими сверстниками и преподавателями, учится уважать других людей и решать конфликты. Он также учится работать в команде и принимать участие в коллективных мероприятиях, что помогает ему стать более уверенным и социально адаптированным.

Ознакомление ребенка с окружающим миром также способствует его эмоциональному развитию. Ребенок учится выражать свои эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей. Он учится самостоятельности и ответственности, что помогает ему стать более независимым и уверенным в себе.

Наконец, ознакомление ребенка с окружающим миром в ДОУ помогает ему развить свои творческие способности. Ребенок учится экспериментировать с различными материалами и идеями, что позволяет ему выражать свою индивидуальность и творческий потенциал. Он также учится оценивать и уважать творческие достижения других людей.

Таким образом, ознакомление ребенка с окружающим миром в процессе обучения в ДОУ дает ему множество преимуществ, которые будут полезны ему на протяжении всей жизни. Это помогает ему развить не только интеллектуальные, но и социальные, эмоциональные и творческие способности. Все это вместе помогает ребенку стать более уверенным и успешным в жизни.

 

Список литературы:

1. Арсеньева В.П. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Феникс, 2007.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва; 2012.

3. Иванова А.И. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений, 2003 г.

4. Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», № 6, 2007.

 

. . . . .