Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающих технологий
Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающих технологий
Автор: Чокырлан Наталья Александровна
"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". В.А. Сухомлинский.
Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, т.к. мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребенка в процессе деятельности вечером. Для того чтобы помочь детям проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день, необходимо провести после тихого часа гимнастику после сна.
«Добрый день! Скорей проснись и солнцу улыбнись!» Такими словами мы приветствуем просыпающихся детей. Подготовить организм к двигательной активности после сна, осуществить плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию нам помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой у детей, дает оздоровительно-закаливающий эффект.
Гимнастика после сна помогает в решении следующих задач:
- укрепить мышечный тонус;
- способствовать профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата;
- способствовать профилактике простудных заболеваний;
- развивать физические навыки;
- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастику после сна можно проводить ежедневно с детьми всех возрастных групп. Общая длительность оздоровительной гимнастики должна составлять 7-15 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья. При подготовке к проведению гимнастики во время тихого часа необходимо провести проветривание для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5 градусов.
1 часть гимнастики после сна начинается с разминки в постели.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы упражнений, строящиеся на игровом сюжете. Дети охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки.
Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Основное правило гимнастики: исключить резкие движения, чтобы не вызвать головокружение и не растянуть отдохнувшие мышцы ребенка.
Используются следующие виды гимнастики после дневного сна:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- гимнастика с использованием спортивного оборудования;
- пробежки по массажным коврикам («Дорожкам здоровья»).
Разминка в постели и самомассаж.
Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног. Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. К ним можно добавлять элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз или дыхательной гимнастики.
Упражнения могут быть на основе игрового характера. Дети с удовольствием подражают движениям птиц, животных, растений. Также им нравится гимнастика в форме ритмических упражнений.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен).
Массажную дорожка составляем из предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, бугристые коврики, резиновые коврики и т.д.)
В начале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.
Все упражнения гимнастики после сна проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать, или выполнять их частично.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес к оздоровительным процедурам.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики после сна, позволяет подготовить организм ребенка к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья. А главное доставляет детям огромное удовольствие!