Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования дошкольников

Дата публикации: 2020-05-25 18:24:39
Статью разместил(а):
Бокова Светлана Николаевна

Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования дошкольников

Авторы: Бокова Светлана Николаевна,

Нелюбова Наталия Павловна,

Гунько Наталья Ивановна,

Башкатова Татьяна Александровна

МКДОУ Нововоронежский детский сад №4, г. Нововоронеж

 

Аннотация: Главной целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры, а это значит, что с самого раннего детства необходимо заложить основы экологических знаний. Экологический театр помогает формировать у детей систему знаний о природе, открывать доступные детскому пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы, даёт возможность на ярких примерах показать, как человек использует и изменяет природу.

Ключевые слова: экологический театр, природа, дошкольник.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.А. Сухомлинский

 

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. Но сегодня в природе не всё благополучно. В процессе своей деятельности человек внес в природу неблагоприятные изменения. И поэтому в современном мире остро стоит вопрос экологической безопасности.

Как маленькому ребёнку понять сложный язык экологической культуры? А в этом нам помогает театр и игра. «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!».

Экологический театр – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, которую мы используем в нашем детском саду.

Экологический театр–это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Театрализованная деятельность с воспитанниками  начинается с изучения объектов окружающего мира, их характерных особенностей и признаков. Играя роль растения или животного ребёнок начинает сопереживать своему герою.

Для формирования уважительного отношения к представителям природы, восприятию их как равных человеку  мы предлагаем детям поиграть в игры – превращения. Например, превратиться в капельку воды, в лягушку, дерево, кита, вести себя как они, чувствовать себя как они, рассказать, что они могли бы подумать о людях, попросить их, если бы научились говорить.

Это достаточно важное достижение в экологической работе, так как современные дети более «черствые», не каждому ребёнку жалко кошку или собаку.

Также в процессе работы над экологическим театром необходимо изучать повадки животных, среду обитания, рацион питания, взаимодействие с другими обитателями леса.

С детьми старшего дошкольного возраста работа строится на сценариях экологической направленности. В этих сценариях нет сказочных героев, зато есть реальные - дети, которые загрязняют природу, ломают деревья и кустарники, разоряют птичьи гнезда, наносят непоправимый вред природе. Также в таких постановках должны присутствовать положительные герои, они призывают всех беречь природу и исправлять свои ошибки. Играть роли овощей и животных проще, для этого также необходимо читать русские народные сказки, рассказы и стихотворения. Отрицательные же герои наиболее сложные для воспроизведения, и нужно очень постараться для того, чтобы передать основную линию героя.

Считается, что театрализовано-экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни. В процессе формирования экологической культуры ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Невозможно воспитать ребенка, если взрослые сами не воспитаны. Экологическое воспитание дошкольников в некоторой степени зависит от взрослых. Наши постановки носят воспитательный и познавательный характер, учат любить окружающий мир и видеть в нем много прекрасного. Большое значение в формировании экологической культуры дошкольников играют театры с профессиональными постановками и сказками.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, основные правила поведения в природе. Театрализация экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

С детьми мы сочинили и подготовили экологическую сказку «Должно быть чисто на планете!».Для создания проблемной ситуации было использовано интерактивное оборудование. В постановке участвовали дети всех возрастных групп и команда педагогов и специалистов. Взрослые в своей творческой работе задействовали все доступные художественные средства – музыку, танец, пластику, декорации, костюмы. Для того, чтобы постановка прошла интересно и увлекательно в  неё были включены различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),также важна игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),  а также восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка,  но решающее значение имеет интеграция  всех видов деятельности.

В этой сказке одни дети с удовольствием помогали планете освободиться от мусора, а другие были частью самой природы (птичка, грибочки, ёжик, лягушата, берёзки, цветочки). В гостях у Хозяйки Леса дети пели, читали стихи, танцевали, проводили опыты. Т.о. дети знакомились с правилами поведения на природе, методами решения экологических проблем, что формируют ответственное отношение к ресурсам планеты и понимание необходимости бережного отношения к ним. 

Во всю эту интересную театрально-экологическую жизнь мы привлекли родителей. Они принимали участие в постановке, многие помогали в подготовке атрибутов к сценкам. Все родители были благодарны за такую важную работу с детьми.

Экологический театр открывает для нашего коллектива новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести её до других.

 

Список литературы:

1. Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО . Учитель 2016г.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников Москва Издательский центр «Академия» 2013г.

3. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Цветной мир 2012г.

4. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005г.

5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.

 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания . Дошкольное воспитание. 2002г.

7. Радынова О.П. Музыка о животных и птицах . Издательство Сфера 2016г.

 

. . . . .