Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-04-26 00:09:28
Статью разместил(а):
Пушкина Елена Анатольевна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пушкина Елена Анатольевна

МБОУ «Дороховская СОШ»

 

Аннотация: В статье рассматривается одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, творчество, развитие творческих способностей.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие художественно-творческих способностей – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей; приобщение к искусству.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что представляет собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека, которая создаёт нечто новое, оригинальное. Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка – дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность – это «созидательная работа, направленная на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно-дидактических игр. Можно предложить детям такие игры как «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и др.. Также можно предложить детям выполнить творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт», «Портрет художника», «Собери гусеничку», «Найди цвета, которыми нарисован петушок», «Дорисуй половинку фигуры» и др.

Обучение творчеству невозможно без обучения техническим навыкам. Поэтому нужно знакомить детей с тремя основными формами создания образа – линией, цветом, композицией. Также развитию творческих способностей способствует использование разнообразных материалов и нетрадиционные техники рисования.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого в группе детского сада должны быть созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисти, карандаши, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, сиптепон, пряжа, бросовый материал и др. Имеющийся материал должен быть расположен так, чтобы дети моги свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, то что они делали на занятиях, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Психологи определили основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения, развитие качеств мышления. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребёнок представляет предметы, которыми играет. Развитие качеств мышления способствуют формированию креативности. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Их можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа».

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Затем раннее чтение, счёт, знакомства с различными инструментами и материалами.

Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребёнок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвёртое заключается в предоставлении ребёнку большей свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребёнка, его интерес послужат гарантией того что это не приведёт к переутомлению и пойдёт на пользу ребёнку.

Но предоставление ребёнку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребёнка, если он может сделать это сам. Необходима комфортная обстановка и наличие свободного времени. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

 

Список литературы: 

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994г.

2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997г.

3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993г.

4. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994г.

5. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985г.

6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. №5. – 1996г.

 

. . . . .