Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников по программе "Добрый мир"

Дата публикации: 2023-05-03 16:45:37
Статью разместил(а):
Иванова Марина Асгатовна

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников по программе "Добрый мир"

Автор: Иванова Марина Асгатовна

 

Современный мир становится все более сложным, разнообразным, меняются в нём и человеческие ценности и взаимоотношения, что вынуждает общество и родителей искать новые пути развития и воспитания детей. В условиях усиления роли массовой культуры и современных информационных технологий, возрастающего разобщения и фрагментарности семьи у ребенка становится все больше потребность в этическом, духовном воспитании и общении с культурными ценностями.

На сегодняшний день воспитание духовно-нравственных ценностей является одной из главных задач образовательных организаций, педагогов и семьи. Без развития этих ценностей невозможно создать здоровое общество и гармоничную жизнь. Образование в области духовно-нравственных ценностей является важным условием формирования моральных устоев человека, развития его мировоззрения и личностных качеств. [3, c.140]

В данном контексте особенно важно обращение к основам православной культуры. К тому же, в России она занимает особое место в истории и культуре общества. Изучение основ православной культуры и традиций может стать важным фактором воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. [1, c.190]

Именно поэтому важно создать систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, позволяющую формировать личность ребёнка с моральными и нравственными устоями православия.

В условиях духовного возрождения нашей страны, с 1 января 2014 г. вступил в силу и новый ФГОС ДО, который закрепляет и ставит в приоритет духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. [2, c.141]

Для решения этой задачи существует целый ряд программ, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей у детей. Одной из таких программ является «Добрый мир», которая отвечает  требованиям Стандарта. Данная программа под редакцией Л.Л. Шевченко является содержательным модулем основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализует задачи возрождения в системе традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей непосредственно отечественной культуры. [4,c.170]

Целью программы является развитие духовных и нравственных качеств личности ребенка, формирование его способности понимать этические и моральные нормы. Для достижения данной цели в рамках программы проводятся занятия, направленные на знакомство с основными положениями православия, понимание этических и моральных норм. Программа включает в себя множество разнообразных мероприятий: занятия, беседы, интеллектуальные игры, общение со старшими поколениями, чтение и драматизация библейских сюжетов и другие. Данная программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного звена (5-7 лет) [5].

В программе «Добрый мир» также заложены возможности для формирования у детей обще учебных умений и навыков, таких как логическое мышление, умение работать в коллективе, коммуникативные навыки, творческое мышление и другие ключевые компетенции. «Добрый мир» включает в себя четыре книги - хрестоматии с методическими комментариями для детей и взрослых:

1. Прогулки по дням творения / Устроение мира.

2. Хорошо — плохо / Устроение отношений в мире.

3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья /Устроение отношений в нашей жизни.

4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/; методическое пособие (включает концепцию, программу, конспекты занятий, методические материалы); а так же музыкальное пособие (звуковое музыкальное сопровождение маршрутов - путешествий) [5].

Книги-хрестоматии с методическими комментариями для детей и взрослых, рабочая тетрадь, музыкальное пособие и наглядные материалы в комплекте помогают воспитателям и родителям организовать увлекательный и эффективный процесс обучения и развития детей. Путешествия по маршрутам духовного краеведения помогают детям понимать культуру и историю своей страны, знакомят с православным храмом, традициями и обычаями. Все это формирует у детей уважение к истории и национальной культуре, а также развивает их кругозор и интеллект.

Особенностью комплекта программы «Добрый мир» является ее сфокусированность на традиционных ценностях православной отечественной культуры, объединяющих все виды деятельности дошкольников. Она имеет культурологический характер, что позволяет детям, независимо от конфессиональной принадлежности, познакомиться с религиозной культурной традицией России. Ценностной основой программы являются православные духовно-нравственные ценности, на основе которых детям даются знания об определении нравственных норм жизни людей, системе духовно-нравственных отношений и традиции жизни граждан России.

В программе также имеются словарь духовно-нравственных понятий и терминальные понятия ценностей жизни человека. Программа является светской и имеет интегрированный характер, сочетаясь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формирование экологического мышления, краеведения, основ логического мышления, межличностных отношений, художественно-эстетического и патриотического воспитания, здорового образа жизни и родной речи.

Кроме того, программа предоставляет возможность формирования обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у детей, что делает ее более полезной и эффективной в воспитании и обучении дошкольников.

Важным элементом программы является формирование у детей добрых и этических отношений друг к другу. В рамках программы учат детей уважать других людей, понимать их чувства, сопереживать. Развитие этих качеств является не менее важным, чем изучение основ православия.

Во время занятий в рамках программы «Добрый мир» дети узнают много нового и интересного о православной культуре, с учётом возрастных особенностей.  Они знакомятся с историей своей страны, понимают важность традиций и культурного наследия. Все это позволяет им развивать свои навыки социального общения и формировать устойчивые положительные привычки.

Следование данной программе ожидает достижения следующих результатов у детей:

1. Усвоение добродетелей, формирование душевной направленности и открытости к добру, близости к духовному миру Высшего.

2. Созидание позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархия отношений со взрослыми и сверстниками, формирование оптимистической картинки мира у детей.

3. Проявление потребности и готовности к состраданию и радости. Психологическое и эмоциональное благополучие.

4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Родины.

5. Освоение православной культуры, знакомство с традиционными формами семейной жизни, осознание своего места в семье и участие в домашних делах в полной мере соответствующее возрасту.

Так же необходимо отметить, что прививаются и интегративные качества ребенка, такие как: любознательность, активность, эмпатия, способность управлять своим поведением опираясь на общепринятые нормы, способность решать личностные и интеллектуальные задачи, в соответствии с возрастом, иметь представление о себе, своей принадлежности к семье, обществу.

Следует отметить, что эффективность программы «Добрый мир» уже доказана на практике. Она получила высокую оценку от педагогов и родителей. Успех данной программы связан с тем, что она ориентирована на жизнь, на реалии современного общества, на развитие качеств, необходимых в мире, который постоянно меняется и развивается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «Добрый мир» является эффективным средством формирования у детей духовно-нравственных ценностей и развития положительных личностных качеств. Учитывая современную действительность, в которой дети соприкасаются с множеством неблагоприятных воздействий со стороны массовой культуры и информационного пространства, проекты в данной области являются абсолютно необходимыми для успешного воспитания и обучения детей.

 

Список литературы:

1. Бацкалева В.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / В.В. Бацкалева, И.В. Забегайлова; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. –  Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2021. с.190.

2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л.В. Кокуева.  Москва: Изд-во АРКТИ, 2019 (Домодедово: ДПК). с.141.

3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст] / [под. ред. Н. В. Микляевой].  – Москва: Сфера, 2013. С. 140.

4. Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект [Текст]: сборник научных статей / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. пед. ун-т", Фак. дошк. и начального образования; [науч. ред. Т.Г. Русакова]. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. С. 179.

5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей: методич. пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования.

 

. . . . .