Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологии позитивной социализации дошкольников

Дата публикации: 2023-05-15 18:56:43
Статью разместил(а):
Коробова Елена Иннокентьевна

Технологии позитивной социализации дошкольников

Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна

Урбакова Анастасия Станиславовна

Бикбаева Мария Владимировна

Неустроева Ирина Анатольевна

МБДОУ «Детский сад № 41», г. Иркутск

   

Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности,постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом».

Так Г.М. Андреева дает следующее определение: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Существует немало технологий по социализации дошкольников, но никакой способ, подход, метод не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. И только в рамках и с учетом гендерного подхода в воспитании детей, мы можем успешно социализировать дошкольников.

Основываясь на гендерной социализации при адаптации детей к требованиям и условиям срвременного общества, считаем в своей работе наиболее важными следующие направления: нравственное воспитание, трудовое воспитание, игра, взаимодействие с родителями.

Нравственное воспитание является важным и актуальным звеном в социализации дошкольников, потому, что в последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. Не является секретом и тот факт, что средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни, навязывается западная культура.

В связи с этим, подрастающее поколение воспитывается в условиях «аморализации» и «раскультуривания общества». И как следствие, наблюдается не только падение интереса и уважения к прошлому России, но и нежелание соблюдать элементарные нормы и правила приличного, культурного поведения в обществе.

На образовательные учреждения возложена сложная задача-миссия: воспитание достойного гражданина своей страны.

Принимая во внимание тот факт, что нравственное воспитание сегодня одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, мы, педагоги, должны понимать, что перед нами остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину, воспитанию морально-нравственных норм поведения в обществе. Этому способствует включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникационную, двигательную, творческую и досуговую.

Говоря о нравственном воспитании, есть смысл сказать о том, что, в воспитании «простых чувств», элементарных норм культурного поведения, огромную роль играют семейные традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Только в семье ребенок может воспитываться на примере мамы, папы, бабушки и дедушки. 

В дошкольном возрасте игра – это ведущий вид детской деятельности. Важно научить не только играть вместе, но и сотрудничать. Но главное, в процессе обучения игре дать возможность каждому участнику проиграть как можно больше ролей. Воспроизводя разные действия, ребенок не только получает опыт, но и осознание того, что на каждого человека наложены обязательства и разные социальные функции.

Гендерные игры формируют в детях социально-нравственные нормы поведения. Это один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.

В этих играх приобретаются знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек. В таких играх воспитывается желание совершать поступки ради других людей. Формируется понимание того, что поступок – это необязательно героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Трудовое воспитание имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». Трудовое воспитание – деятельность, которая направлена на развитие не только общетрудовых способностей, но и на формирование психологической готовности. В труде заключены возможности положительно влиять на ум, сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.

Вывод: Развиваться играя – прекрасный девиз для формирования личности детей, адаптации их к жизни, освоения ими социальных функций.

С целью формирования представлений родителей о социализации детей, мы используем различные формы общения, формы организации взаимоотношений педагог - родители. Только в тесном взаимодействии с родителями и при использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм общения, возможна социализация дошколят.

Нашим родителям нравятся тематические родительские собрания. Они принимают активное участие в практической части собрания. Например, с огромным желанием используют нестандартное физкультурное оборудование.

Позитивное влияние в социализации детей оказывают совместные досуги (развлечения, посещение боулинга в соревновательном духе, активный отдых – пропаганда здорового образа жизни: ледовый переход, поход в горы (на скальники), слав по Иркуту, стали традиционными мероприятиями для наших ребятишек и их родителей.

Дети гордятся тем, что они вместе с родителями не только отдыхают, но и принимают участие в важных мероприятиях городского значения таких как: экологическая акция города, Иркутский образовательный форум 2020 «Генератор идей 2020 – иркутское образование».

Благодаря таким формам сотрудничества ДОУ и семьи, налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители начинают проявлять повышенный интерес к гендерному воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Социализируясь по всем этим направлениям, наши воспитанники становятся настоящими гражданами большой страны. В этом году они приняли участие во Всеросийской акции юных художников «Спасибо врачам!». Получили грамоты за творческий подход и активную жизненную позицию. Акция была организована ИРО «Опора России».

Вывод: нравственное воспитание, трудовое воспитание, игровая деятельность, взаимодействие с родителями являются  важными компонентами в позитивной социализации дошкольников.

 

. . . . .