Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учётом требований ФГОС

Дата публикации: 2019-12-11 21:30:42
Статью разместил(а):
Вечкилева Людмила Петровна

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учётом требований ФГОС

Автор: Вечкилева Людмила Петровна

МБДОУ «Ручеёк», ЯНАО, г. Ноябрьск

 

Аннотация: С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Ключевые слова: Воспитатели, родители, инновационные формы работы, ФГОС.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.

Инновационные формы с родителями предполагают:

- активную позицию родителей, партнерство с педагогами,

- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

- и применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

Для достижения данной цели, я работаю над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях 

Инновационные формы работы с родителями, которые я использую в своей работе:

Родительские уроки.

Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт, а родителя являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Совместные проекты.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению с комнатными растениями. Они собирали информацию о комнатных растениях, приносили растения в группу, делали фотографии, изготавливали поделки по данной теме, рисовали вместе с детьми рисунки. Затем создается совместный проект и представляется на общем собрании.

Совместные проекты роль взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь найти информацию по теме, создать развивающую среду.

Родительское собрание.

Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.

Совместные праздники. Самым любимым видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. особое удовольствие приносит детям, когда родители погружаются в мир детского праздника.

Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции.

Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован мини – музей. Эта форма способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

Ко дню матери в группе проводится выставка стенгазет «Моя мама лучшая на свете».

Здоровые дети - надёжное будущее.

В физкультурно-оздоровительные мероприятия включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками игровых тренажеров, атрибутов для игры для детей. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Моя семья.

В этот день родители разных профессий приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии.  Так нас посетил папа-полицейский, бабушка-педиатр, а преподаватель университета пригласил нас к себе на экскурсию. Воспитываем уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Дни добрых дел.  

Пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста.

Так же в нашем ДОУ есть день «Весенняя неделя добра», которая проводится раз в год, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, готовят игрушки своими руками для детей – сирот.

Ежемесячно   в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

Родительская почта.

В нашей группе существует «Сундучок-доверия». В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.

Традиционные акции

Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Город-чистюля»

Социальные: «Весенняя неделя добра»

Тематические: «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Лето».

Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!»

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  •  разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность»,

Ежемесячно   в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей.  Семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

Родительская почта. В нашей группе существует «Сундучок-доверия». В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.

Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

 

Список использованной литературы:

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Галстян С.Г. Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации[Текст] / С. Г. Галстян // Челябинский гуманитарий. – 2016. – № 4 (37). – С. 52–63.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015. - 126с.
  6. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

 

. . . . .