Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Колыбельные песни – первый учебник жизни для ребенка

Дата публикации: 2020-07-14 19:15:44
Статью разместил(а):
Печенкина Нина Евгеньевна

Колыбельные песни – первый учебник жизни для ребенка

Автор: Печенкина Нина Евгеньевна

 

Колыбельные песни для детей называют первым учебником жизни для ребенка. Почему? Можно ли заменить народные колыбельные песни для детей  современными колыбельными песнями из кинофильмов, мультфильмов или детскими песенками с аудиодисков? Неизвестное о хорошо известном – это народные колыбельные песни как молитвы-заговоры, защита и оберег для малыша, как начало всех начал и всего человеческого в ребенке.

О том, зачем нужны колыбельные, почему малышу нужны именно настоящие народные колыбельные, мы и поговорим. Колыбельные песни для детей – это целый мир жизни Человека как Творения Вселенной. В колыбельных песнях отражена четкая целостная картина мира, жизни и предназначения Человека, которую малыш  усваивал с первых дней жизни. Уверена, что и Вы узнаете о таких знакомых нам колыбельных много нового и очень неожиданного! И захотите научиться петь настоящие колыбельные песни – лучшие «обереги» и лучшие «развивалки» для малыша!

Колыбельные песни для детей… Много ли мы их знаем?  А ведь они существовали веками, и, наверное, не зря? Значит, они были нужны? А нужны ли народные колыбельные нам в 21 веке или их вполне могут заменить современные песни или классические колыбельные известных композиторов? Колыбельные (от слова «колыбель») по-другому называли «байками» (от древнерусского слова «баять» т.е. говорить, сказывать). Вот потому в них и пели «баю-бай». Когда именно они возникли, не знает, наверное, никто. Но всегда во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры  жизни, нравственные ценности.

Представим, что мы перенеслись на несколько веков назад. Тогда, как и сейчас, мамы, бабушки, сестры и другие женщины баюкали младенцев. Но пели они колыбельные совсем по-другому. Чем же отличались старинные традиционные колыбельные песни для детей  от тех современных колыбельных, к которым мы так привыкли? Что мы услышим в их древней колыбельной песне? И что мы потеряли в современных песнях? Первое отличие — слова старинных колыбельных для детей. Они резко отличаются от слов многих современных колыбельных. Пока малыш засыпал, слушая колыбельные напевы, перед ним проходил целый мир разных образов его будущей жизни  –  счастье и радость, трудности и умение преодолевать препятствия, будущая семья и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд, нравственные устои и обычаи.

Когда наши предки пели колыбельную для детей, они обязательно проговаривали  вслух в ее тексте счастливое будущее ребенка, «программируя» его радостную успешную жизнь и защищая этим его от невзгод. Фактически древняя колыбельная для детей может рассматриваться как заговор, как молитва матери, бабушки к силам природы, к Богу, к ангелам с просьбой защитить малыша. И только мама (голос которой ребенок слышал еще до рождения, дыхание которой он чувствовал) или бабушка младенца могли спеть истинную колыбельную-молитву, колыбельную-оберег, защищающую ребенка. Поскольку народные колыбельные песни для детей по сути были молитвой о благополучии малыша, в них часто встречались обращения к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбами уберечь ребенка от болезней и несчастий, помочь ему в жизни, послать сладкий крепкий сон.

Баю-баюшки-баю.

Баю крошечку мою,

Баю зореньку мою.

Ты, соловушка.

Сизая головушка.

Прилетай к нам в садок,

Под высокий теремок,

На сиреневый кусток –

По кусточку попорхать,

Спелых ягод поклевать.

Будешь песни свистать,

Будет моя крошка спать.

Очень важно, что колыбельные песни для детей поются малышам в состоянии полудремы, т.е. перехода от бодрствования к сну. С психологической точки зрения,  ребенок находится в это время в особом состоянии – его тело расслаблено, глаза закрываются, он сосредоточен на голосе взрослого. Удивительный факт, но народная колыбельная песня поется в особом ритме дыхания, соотнесенном с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Это состояние подобно тому, которое возникает у человека при гипнотическом внушении. Это состояние открытости души миру. И именно в этом состоянии малыша ему поют о доброте и миролюбии; о том, что он защищен; о его замечательных качествах характера; о том, что у него хорошо сложится жизнь; что его оберегают и животные, и растения, и близкие люди, и природа и что все ему готовы помочь. И в открытом состоянии он впитывает эти представления о мире вокруг него. Фактически малыш получает в колыбельных первый свод нравственных устоев и первое знание общечеловеческих ценностей.

Рождается человек с человеческими ценностями. Вот чему учила народная «колыбельная педагогика», утерянная нами: «ближних бойся осуждать», «будем рано разбужать, на работку посылать, на работу на таку – на веселую страду» (обратите внимание – нет уныния по поводу «страды», а есть оптимизм и желание жить и не бояться трудностей!), «а еще, сынишка, знай – стыдно, коли ты лентяй, засыпай-ка, засыпай, баю-бай, баю-бай».

Интересно, что для мальчиков и девочек пелись разные колыбельные песни. Да и как они могли быть одинаковыми? Ведь мальчиков в будущем хотели видеть физически крепкими, смелыми, честными, выносливыми. А девочку – доброй, скромной, трудолюбивой, красивой. В колыбельных для детей призывали – заклинали к ребенку богатство и счастье в его будущей жизни.

Баю-баюшки-бай-бай,

Путь тебе приснится рай.

Спи-ка, милая. Засни.

Сладкий сон к тебе приди.

Таня вырастет большой,

Будет очень хорошой,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Баю-баюшки-бай-бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна.

При народе будь скромна.

Колыбельная для девочки.

Спи да усни, золотиночка моя.

Золотиночка моя, жемчужиночка моя.

Вырастешь большая, будешь в гости ходить.

Тятя приедет, калачей привезет.

Мама приедет, конфетки даст.

Колыбельная  песня для девочки

Пошел котик на торжок,

Купил Наде пирожок.

На, Надюша, поиграй.

Назад котику отдай.

Пошел котик во лесок.

Принес Наде поясок.

На, Надюша, поноси,

Назад котику снеси.

 

Колыбельная для мальчика.

Баюшки-баю!

Спи по ночам, расти по часам!

Вырастешь велик, будешь в золоте ходить.

Нянюшкам, мамушкам обновки дарить.

Красным девушкам – по ленточке.

Колыбельная песня  для мальчика.

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка-сёмга. Приплывай!

Рыбка-сёмга, приплывай,

Алексейку поджидай.

Алексейка подрастет.

С тятей (с папой) на море пойдет.

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить.

Колыбельная для мальчика.

Баю-баю-лЮли.

Прилетели гули.

Сели гули в кружок,

Дали Коле пирожок.

У нас Коля маленьки,

Пирожочку раденький.

Люльку, в которой качали младенца, старались сделать красивой. О люлечке тоже пели в колыбельной, стараясь как можно богаче ее описать и привлечь этим достаток в жизнь ребенка в будущем. В семье, где детей много было. И люлька в доме старая была, красивая такая, переходила от одного к одному. На боках у нее размалёвано-разрисовано: и деревца райские, и птички царские, и всякие там цветочки лазоревые, а в головах-то – красно солнышко в лучах, а в ногах-то – ясен месяц в звёздах. Красивая люлька была, много лет ей было, хороший мастер делал и разукрашивал. И положок чудный, красивый на нее навешивали. Люльку заказывали у хорошего мастера, красивую. Он ее украшал, делал вырезы разные. На верхней доске изголовья вырезал какой-нибудь венок или цветок, а у подножья обязательно крест. Делалась люлька из досок, из елки. Не очень большая, не широкая. Она как ящичек, только люлька вся резная. По уголкам четыре колечка, через них тянутся веревки, за них за подцепку и подвешивали люльку к концу почепа …

Люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом. А то и просто сарафаном покрывали – холщовым, самотканым, конечно, не новым, а поношенным. Полог-то для того, чтобы ребеночка от постороннего глаза охранить, от испуга, от призора, да чтобы свет в глаза не проникал, мухи не залетали. Если малыш плохо спал, то прежде чем его укачивали, приговаривали от бессонницы: «Не я качаю, качает матушка – ночная усладушка – на сон, на угомон, на Божью милость. Спи-ка по ночам, да расти по часам!» Или говорили так: «Спи, дитятко, не беспокойся, никого во сне не бойся. Кругом ангелы стоят, тебя хранят. Бог  тебя любит и мама приголубит».

Итак, первое что давала колыбельная песня малышу – это представления о мире, о жизни, о человеке. Второе важное отличие старинной колыбельной песни для детей от современной  – особая мелодия народной колыбельной песни. Кроме воспитательной функции, у колыбельных была еще одна очень значимая функция – быстро убаюкать малыша. И эту функцию колыбельная песня прекрасно выполняла благодаря своей особой мелодии, которая идет как бы по кругу и постоянно повторяется.

С первых минут жизни малыш ежедневно слышал народные колыбельные песни, напевы которых складывались веками и в которых сочетались особые слова, особый ритм, особая интонация и особая мелодия – светлая, умиротворяющая и… усыпляющее — монотонная. И именно благодаря этой особенности звучания под народную колыбельную малыш засыпает быстро.  А вот современную колыбельную слушает с удовольствием, но … не спит. Какая эта мелодия? Предлагаю послушать русский народный напев колыбельной, вслушаться в русскую мелодию, попробовать подпеть или продолжить ее. Сначала эта мелодия кажется странной и непривычной на слух, но потом начинаешь различать в ней интонации, круги повторения, основные линии.

Вопросы для родителей:

1. Вомните и спойте колыбельные, которые пели Вам мама или бабушка?

2. Какие колыбельные поете своим детям или внукам?

3. Какие колыбельные они особенно любят?

4. Чем интересны для Вас народные колыбельные песни для детей?

 

. . . . .