Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Постигать грамоту с удовольствием

Дата публикации: 2019-12-19 02:54:00
Статью разместил(а):
Антушева Светлана Викторовна

Постигать грамоту с удовольствием

Автор: Антушева Светлана Викторовна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 21», г. Чехов, Московская область

 

Аннотация: Пропедевтика формирования грамотной речи ребёнка в дошкольном детстве через опосредованность игровой деятельностью.

Ключевые слова: грамота, грамматический строй речи, лексический материал, словарный запас, пропедевтика, игра, игровая деятельность, дошкольник, дошкольное образование.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Постижение грамоты для ребенка дошкольного возраста станет занимательным и приятным занятием, если прежде, чем заниматься формированием у него технических навыков синтаксического и звукового анализа слова, для начала, всё-таки, раскрыть для него мир великолепия красоты и мелодики родного слова, познакомив его, с широчайшими возможностями родного, великого и могучего русского языка.

Структуры коры головного мозга ребёнка-дошкольника созревают для полноценного овладения грамматическим строем речи лишь к семи годам. До этого возраста ведущей  деятельностью ребёнка является игра.

Для полноценного овладения ребёнком грамотой, необходим пропедевтический (подготовительный) период, сопряженный с игрой. Первичным должно быть развитие у ребёнка интереса к слову через творческое экспериментирование с ним.

Однако прежде, чем начинать заниматься развитием у ребёнка речевых способностей, взрослым, занимающимся вопросами данного направления, необходимо чётко представлять, какой должна быть основа лексического запаса ребёнка дошкольного возраста, которая, по существу, к семи годам ещё составляет и основу его кругозора.

Основа кругозора ребенка дошкольного возраста.

Имя. Ребёнку полезно знать, что есть мужские и женские имена. И важно знать имя и отчество своих родителей.

Домашние животные. Домашними считаются животные, которых человек когда-то приручил, и по сей день разводит для своих нужд, для получения продуктов питания, шерсти, шкур. А также для помощи по хозяйству, как транспортное средство, для охраны жилища, чтобы избавлять дом от мышей и т.д.

Дикие животные. Животные различных климатических широт (животные жарких стран, холодных стран) и животные различных сред обитания (водоемы, леса, степи, пустыни и т.д.).

Птицы. Отличительной особенностью птиц от зверей является то, что их тело покрыто перьями, а не шерстью, что у птиц есть крылья, клюв, что их детёныши вылупляются из яиц и что птицы строят гнезда. Не все птицы умеют летать (страус, пингвин). Есть перелётные и зимующие птицы. Некоторые птицы улетают в тёплые края, потому что там легко найти насекомых для пропитания (почва не замерзает, на зиму насекомые не прячутся).

Рыбы. Не все обитатели водоёмов – рыбы. Кит, дельфин, например, это млекопитающие.

Насекомые. У всех насекомых шесть лапок. Паук к насекомым не относится, т.к. у него восемь лапок.

Овощи. Преимущественно травянистые растения и растут на грядках в огороде. Это плоды растений.

Фрукты. Это плоды растений они преимущественно растут на деревьях в саду.

Ягоды.  Это плоды растений. Они преимущественно растут на кустарниках. Арбуз – это огромная ягода.

Деревья. Их отличительная особенность – ствол. Ветви растут от ствола.

Кустарники. Дети дошкольного возраста способны усвоить, чем отличается кустарник от дерева: у дерева один ствол, а у кустарника много стволов и они тонкие.

Одежда. Одежда бывает верхняя и нижняя и меняется в зависимости от сезонов.

Обувь. Головные уборы.

Мебель. Посуда - бывает кухонной, столовой, чайной, кофейной.

Транспорт. Вообще, транспорт – это средство передвижения, которое помогает человеку передвигаться самому или передвигать (перемещать) грузы.

Дни недели. Части суток. Для содействия процессу усвоения ребёнком данного раздела представлений об окружающем мире, рекомендуется использовать сопутствующую информацию: утром человек завтракает, днём обедает, вечером ужинает.

Времена года. Понятие «Год». В году четыре времени года. В каждом времени года три месяца. В году двенадцать месяцев. Четыре времени года или двенадцать месяцев составляют «круглый год». Зима начинается в декабре. Год начинается в январе, зимой.

Писатели детских литературных произведений. Ребёнку важно понимать и осознавать, что у литературных произведений, с которыми он знакомится время от времени, есть авторы. Это либо народ (народные произведения), либо писатели и поэты. Желательно, чтобы ребёнок был знаком не только с названиями известных детских произведений, но и с именами их авторов – поэтов и писателей - С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский, А. Барто, В. Бианки, В. Сутеев, Н. Носов, Ш. Перро, Бр. Гримм и т.д.

Взрослым, которым небезразлично качественное развитие детей дошкольного возраста, необходимо, также, понимать и иметь представления, о том, в каких сферах знаний об окружающем мире ребёнку к концу дошкольного детства предпочтительнее быть компетентным. Знание данных тематических разделов, позволяет понимать: о чём читать детям дошкольного возраста на досуге, на какие темы беседовать, рассуждать, по поводу чего и в каких областях знаний делиться впечатлениями и опытом.

Существует великое множество игровых упражнений для детей, которые сочетают в себе возможность развития и интеллектуальных, и познавательных и речевых способностей, которые помогут вызвать у ребенка интерес и к слову, и к творчеству, а также разовьют способность к грамотному изложению и выражению мысли.

Приведу лишь некоторые из них, вызывающие у детей, по моим наблюдениям, наибольший эмоциональный отклик и интерес.

Игра «Придумай рифму» или «Придумай стихотворение»

Вниманию детей предлагается любой тематически оформленный набор слов или словосочетаний, к которым нужно придумать рифму, чтобы получились слова к песне или просто стихи.

Вот пример слов - стимулов. В скобках привожу варианты, слов/словосочетаний – реакций. Слова-стимулы, распечатанные на листочках, закрепляю магнитами в столбик на магнитной доске, оставляя место справа, для записи маркером слов-реакций, получаемых от детей в процессе активного и живого обсуждения подбора подходящих, по мнению детей слов.

Гитара (вступает), Свирель (подпевает), Бубен (звенит), Труба (дудит), Барабан (гремит), Скрипка (поёт), Арфа (фон создаёт),  Рояль (клавишами играет), Бубенцы (позвякивают и всем им поддакивают).

И ещё один вариант:

Собака лает (на нас), Птичка поёт (каждый час), Кошка мурлычет (среди крыш), Слон трубит, (гоняя мышь), Лягушка квакает (ква-ква), Свинка хрюкает (с  утра), Лошадка ржет (и мчит к горе), Крот молчит, (сидит в норе).

Получается забавно. Дети в творческом раже! Не всегда получается складно, но в процессе творческого экспериментирования с мелодикой слов, под корректным руководством педагога, дети учатся составлять словосочетания, подбирая слова по смыслу и созвучию с удовольствием, без принуждения.

Игра «Начинается с «СТ-»…»

Игра – аналог кроссворда. Стимулирует мнестическую деятельность ребенка. Активизирует пассивный словарный запас. Способствует расширению кругозора будущих школьников.

Главный город государства                        СТ_ _ _ _ _

Государство по-другому                             СТ _ _ _ _ _

Самая крупная нелетающая птица           СТ _ _ _ _

Одна сторона листа бумаги в книге          СТ _ _ _ _ _ 

Лёгкая переносная лестница                    СТ _ _ _ _ _ _ _

Поэтическое произведение                      СТ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Охранник                                                    СТ _ _ _ _

Зубной врач                                               СТ _ _ _ _ _ _ _ _

Очень пожилая женщина                         СТ _ _ _ _ _

Прозрачный, твердый, хрупкий материал СТ _ _ _ _

Сосуд для питья, похож на цилиндр       СТ _ _ _ _

Основная часть дерева                            СТ _ _ _

Игровая форма стихотворений, предложенных ниже, стимулирует развитие у старших дошкольников вербального внимания. Эти стихотворения способствуют интеллектуальной активности, развивают кратковременную и оперативную память.

Какие бывают слова

Есть сладкое слово – ракета,

Есть быстрое слово – конфета.

Есть кислое слово – вагон,

Есть слово с окошком – лимон.

Есть слово колючее – дождик,

Есть слово промокшее – ёжик.

Есть слово зелёное – цель,

Есть слово упрямое – ель.

Есть книжное слово – синица,

Есть слово лесное – страница.

Есть слово пушистое – смех,

Есть слово весёлое – снег.

Стоп! Стоп! Стоп! Извините, ребята.

Машинка моя виновата.

Ошибки в стихах не пустяк,

А надо печатать вот так:

Есть сладкое слово – (_).

Есть быстрое слово – (_).

Есть кислое слово – (_).

Есть слово с окошком – (_).

Есть слово колючее – (_).

Есть слово промокшее – (_).

Есть слово зелёное – (_).

Есть слово упрямое – (_).

Есть книжное слово – (_).

Есть слово лесное – (_).

Есть слово пушистое – (_).

Есть слово весёлое – (_).

М.С. Пляцковский

Использование для развивающих взаимодействий с детьми такого рода лексического материала, несомненно, оказывает свое непосредственное благотворное воздействие на формирование у детей устойчивого интереса к творческим, смысловым манипуляциям со словом (лексическим материалом) родного языка. Заинтересованность старших дошкольников в словесном творчестве - залог успеха на поступательном пути к эффективному постижению и усвоению грамматических основ родной речи. Именно в таких условиях ребёнок до семи лет будет постигать грамоту с удовольствием.

 

. . . . .