Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности инклюзивного образования в группе комбинированной направленности детского сада

Дата публикации: 2020-09-10 20:16:51
Статью разместил(а):
Ашихмина Елена Алексеевна

Особенности инклюзивного образования в группе комбинированной направленности детского сада

Автор: Ашихмина Елена Алексеевна

 

Одной из задач ФГОС ДОО в дошкольном образовании является обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в период дошкольного детства в получении качественного образования независимо от психофизиологических и личностных особенностей.

Л.С. Выготский полагал ,что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических ,но и социальных факторов.

Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми людьми, отделяется от обычных детских игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и ценят.

В 2017 году в нашем образовательном учреждении была создана группа комбинированной направленности. Эту группу посещали 7 здоровых детей и 3 ребенка с ОВЗ. Вначале нами, воспитателями, были изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ОВЗ адекватного их возможностям образования. Прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми с ОВЗ. Педагогами были составлены адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты, которые включают в себя последовательность коррекционной работы с использованием разнообразных технологий по работе с детьми с ОВЗ.

В заключении ПМПК детям с ОВЗ были рекомендованы специальные образовательные условия:

1. Обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.

2. Индивидуальные занятия по всем разделам программы.

3. Занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и психологом.

Совместно с педагогами-специалистами были разработаны образовательные маршруты для каждого ребенка с ОВЗ. Главной целью которых было:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута.

2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ОВЗ и оказании им помощи в освоении адаптированной образовательной программы.

3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.

Особенностями организации работы в группе комбинированной направленности являются:

- реализация двух типов программ: основной общеразвивающей для детей с нормой развития и индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ;

- планирование и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ;

- планирование и организация совместной жизнедеятельности всех воспитанников группы;

- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ОВЗ;

- создание адекватной развивающей среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей;

- консультирование родителей детей с ОВЗ по вопросам воспитания в семье; установление с родителями доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Процесс адаптации детей с ОВЗ проходил постепенно. Сначала дети с ОВЗ занимали позицию наблюдателей, присматривались к детям, в занятиях не участвовали, но в детский сад приходили с желанием, интересом. Установление эмоционального контакта проходило без затруднений, так как в общении дети открыты, доброжелательны. У этих детей не были сформированы  навыки самообслуживания, с ними проводилось индивидуальная работа, практические упражнения, дидактические игры. Занимаясь с детьми индивидуально, приобщая их к игре со сверстниками, позволило раскрепостить детей, вселить в свои умения. И дети с ОВЗ полноценно стали участвовать в жизни группы, проявлять активность, с удовольствием принимали участие в мероприятиях художественно-эстетического направления (утренники, театрализованная деятельность и т.д.). Одна девочка очень любит музыкальные занятия. Она с удовольствием танцует, поет. А мальчик очень любит рисовать и посещает занятия по изобразительной деятельности со здоровыми детьми.

Таким образом, за три года работы можно отметить следующие положительные изменения у воспитанников группы.

Дети с ОВЗ:

- стали активнее, повысилась познавательная активность;

- сформированы навыки самообслуживания;

- улучшилась мелкая и крупная моторика;

- научились общаться со сверстниками, строить с ними игровые отношения;

- стали участвовать в развлекательных и досуговых мероприятиях ДОО.

У здоровых детей:

- проявление сочувствия, сопереживания, деликатности ,оказание  помощи и поддержки ;

- проявление терпимости к особенностям развития сверстников;

- стремление к сотрудничеству.

Проводимая работа способствовала повышению компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, мы старались работать индивидуально, чтобы родители (здоровых детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредны, а во многом даже приносит пользу. Например, в нашем случае, родители стали замечать в поступках своих детей проявление милосердия, доброты, желание придти на помощь.

Строя свою работу по такой системе, мы, воспитатели группы, мы можем с уверенностью сказать, что родители детей с ОВЗ удовлетворены пребыванием своего ребенка в детском саду. А родители детей с типичным развитием удовлетворены тем, что их дети ничего не потеряли, они не обделены вниманием. Их развитие не только не тормозится, а, наоборот, из-за малочисленности группы воспитатели имеют возможность им также обеспечить индивидуальный подход.

Также можно отметить, что существенных трудностей по вхождению детей с ОВЗ в детскую среду не возникает. Дети воспринимают себя равными по отношению к другим детям. Самые главные участники инклюзивного обучения - здоровые дети + дети с ОВЗ.

Опыт работы показал, что дети с ОВЗ успешно реализовали, получили помощь и поддержку в овладении адаптированной образовательной программы. Успешно адаптировались в социальной среде, показали положительную динамику в развитии.

Итак, инклюзивное образование позволило:

- снизить дефицит общения ребенка с ОВЗ;

- снизить изоляцию детей данной категории в социуме;

- приобрести друзей среди здоровых сверстников;

- больше узнать здоровым детям, а также их родителям о проблемах детей с ОВЗ;

- научиться  здоровым детям проявлять деликатность, терпение, понимание своих сверстников;

- организовать для родителей консультации специалистов.

Детство - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начнется работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его  шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Ведь только родители детей с ОВЗ могут понять, какое это счастье - здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.

 

. . . . .