Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей

Дата публикации: 2020-09-13 15:47:26
Статью разместил(а):
Мясникова Марина Витальевна

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей

Автор: Мясникова Марина Витальевна

МБДОУ «Детский сад № 32», г. Красногорск

 

Аннотация: Главной задачей педагогов ДОУ переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, индивидуальный маршрут.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще.

Ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

- п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

- п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

- п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.

Существует два направления индивидуализации: 

· Развитие индивидуальных способностей детей - это первоначальное направление, заключается оно в раскрытии неповторимости детской личности. Помимо получения знаний об индивидуальных особенностях воспитанников, педагогами ДОУ создаются также воспитательные условия, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, данное направление способствует полноценному формированию личности воспитанников.

· Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.

Главной задачей педагогов ДОУ переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода: как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по-разному.

В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается, как линии развития заложенного потенциала ребёнка.

Построение индивидуальной траектории в работе педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам;

– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;

– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;

– составление психолого - педагогической характеристики, так как маршрут индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.

Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.

В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику.

Прежде всего - это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей темперамента, характера, образовательных способностей, в значительной степени влияющих на поведение ребенка в различных жизненных ситуациях. 

Индивидуальная образовательная траектория на практике работы педагогов ДОУ составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. 

Индивидуальная траектория характеризуется как широкий комплекс действий направленных на выбор способов, приёмов, средств обучения и реализуется по трем этапам:

- содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);

- деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);

- процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.

Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).

- для одарённых детей.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов реализуется в нескольких этапах:

Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете.

При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом).

Педагогический коллектив, таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.

Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.

Заполняются бланки индивидуального образовательного маршрута для воспитанников, нуждающихся в этом.

При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка, педагоги опираются на следующие принципы:

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

- принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами:

- это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.

- компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.

- дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.

Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.

Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

 

Список литературы:

1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб: Издательство «Питер», 2015г.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. – Воронеж: Издательство НПО «МОЛЭК», 2003г.

3. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Просвещение», 2015г.

4. Трубайчук Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. – Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2014г.

 

. . . . .