Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Дата публикации: 2020-09-13 20:34:35
Статью разместил(а):
Петракова Светлана Игоревна

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Автор: Петракова Светлана Игоревна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10», г. Орёл

 

Аннотация: Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Ключевые слова: познавательное развитие, мелкая моторика.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет основные принципы реализации Программы дошкольного образования, среди которых: «… поддержка разнообразия детства. Реализация Программы  в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры …, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка», с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Дети с плохо развитой ручной моторикой оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование разнообразных средств художественной деятельности дошкольников. Совершенствуя, и координируя, движения пальцев и кистей рук виды изобразительной деятельности влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

H.В. Антропова, В.М. Бехтерева, Е.К. Бережная в своих исследованиях рассматривали проблему развития мелкой моторики у дошкольников. По их мнению, мелкая моторика выражает одну из сторон двигательной сферы, тесно связана с письмом и речью детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что именно кончики пальцев ребенка заключают в себе истоки его способностей и дарований. Изобразительная деятельность является источником творческих мыслей.

Изобразительная деятельность многогранна, учеными рассматривалась как средство определения степени умственного развития, как средство психолого-педагогического изучения ребенка. Именно изобразительная деятельность способствует развитию у детей зрительного восприятия и глазомера, тактильного восприятия.

Актуальность изобразительной деятельности доказывается эффективностью в формировании мелкой моторики, которая приводит к точности движений рук.

Сформированность навыков мелкой моторики оказывает огромное влияние на физические и психические особенности в развитии ребенка.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая тесно связана с письмом, речью ребенка, овладением предметными действиями. Физиологи под мелкой моторикой понимают движение мелких мышц кистей рук. Взаимосвязь «рука-глаз» имеет огромное значение, ведь зрение контролирует движение рук.

Понятие «моторика» определяется А. Гомбургером как итог способностей и умений.

Большой психологический словарь гласит о том, что тонкая моторика есть сфера всех двигательных функций организма.

Вся человеческая жизнь требует скоординированных движений пальцев рук и самих кистей, для того чтобы человек мог писать, рисовать и выполнять простейшие действия.

Ребенок на протяжении долгого времени находится на этапе познания жизни и всего окружающего мира.

Мелкая моторика способствует развитию активной познавательной деятельности, качественному обучению.

Изобразительная деятельность способствует эффективному развитию моторики, тем самым повышает эффективность обучения.

В дошкольном учреждении на занятиях по художественно-эстетическому развитию дети овладевают навыками работы с кистью и красками, клеем и бумагой. Именно такие занятия развивают мелкую моторику. Изобразительная деятельность развивает трудолюбие и самостоятельность, отзывчивость и аккуратность.

Навык подражания помогает развить у ребенка конструктивную деятельность. Раскрашивание оказывает огромное влияние на координацию движений, оно укрепляет двигательный аппарат рук, развивает зрительные и двигательные анализаторы. Именно раскрашивание является интересным и доступным видом деятельности. Ручки, карандаши укрепляют мелкую моторику. Лепка из пластилина и теста совершенствует осязание пальцев рук. Аппликация оказывает возможность точно передать формы и размер. Вырезание, склеивание благоприятно влияют на ручные навыки, создают предпосылки к овладению техникой письма.

Штриховка с помощью трафарета помогает развить графический навык, способствует верной постановке рук. Данные занятия должны носить систематический характер.

Мелкая моторика напрямую зависит от продуктивной деятельности.

Изобразительное искусство помогает ребенку воплотить в реальность что-то интересное, значимое, именно это и развивает тонкую моторику.

Пальчиковые игры, ниткопись, физические упражнения являются средствами развития моторики.

Техника нетрадиционного рисования способствует развитию точности и скоординированности движения пальцев. В этой технике создаются необычные произведения, в которых цвет, линия и сюжет едины. Дети проявляют собственную инициативу, могут самовыразиться, учатся наблюдать и фантазировать, рисовать без кисти, карандашей и красок.

Имеется целый ряд нетрадиционной техники изображения, которые способствуют развитию мелкой моторики у  дошкольников:

— Точечный рисунок. Тренирует силу кисти рук и точность движений. Например, ватную палочку обмокнуть в краску, поставить перпендикулярно листу и изображать рисунок точками.

— Метод пальцевой живописи. Развивает круговые движения пальцев рук. Например, обмокнув все пальцы в краску, приступить к рисованию.

— Рисование поролоновыми тампонами. Развивает силу рук и точность движений, помогает сочинять и воображать.

— Оттиск смятой бумаги. Улучшает силу сжимания и разжимания кистей, а также развивает зрительность и слуховое внимание.

— Тычок жесткой полусухой кистью. Оказывает огромное влияние на ловкость рук и пространственное восприятие. Рисунок наносится по всей поверхности, передает особенность структуры. Например, обмокнуть кисть в краску, оставив ее полусухой, и резкими, точными движениями выполнить рисунок. Отсюда происходит регулирование силы нажимания на кисть.

— Ниткография. Развивает силу кисти и тренирует щипковый захват нити, развивает точность в движениях пальцев.

— Кляксография. Помогает тренировать точность движения рук, воспитать эстетическую манеру восприятия произведения искусства.

— Печать листьями. Способствует развитию зрительно-моторной координации, ловкости рук. Натуральная природная форма помогает четко видеть художественный образ и замысел.

— Рисование акварелью по влажной бумаге. С помощью добавления нового цвета красок развивается оптико-пространственное восприятие, позволяющее проявлять фантазию. Работа с водой благоприятно влияет на развитие чувствительности кончиков пальцев.

— Воскография. Помогает тренировать не только щипковые захваты, но и развивать ловкость большого пальца. Свеча доказывает свою эффективность в развитии умений использовать непрерывные линии.

— Действия с бумажными полосками. Отлично развивают ловкость как пальцев, так и кистей рук. Помогают дифференцировать восприятие трудового процесса по созданию различных предметов. Ножницы помогают развить скоординированность движения рук.

— Техника пластинография. Плавность и сила мазковых движений помогает отработать четкость движений, ребенок может тактильно определить толщину пластилинового слоя. Ловкость и чувствительность пальцев помогает воспроизводить сложные шедевры.

Проведя анализ изученной психолого-педагогической литературы, можно сказать, что развитие мелкой моторики рук представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в образовательном процессе. Большие возможности для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста представляет изобразительная деятельность.

 

. . . . .