Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с одарёнными детьми в дошкольной разновозрастной старшей группе

Дата публикации: 2020-09-16 19:35:41
Статью разместил(а):
Артемьева Юлия Борисовна

Работа с одарёнными детьми в дошкольной разновозрастной старшей группе

Автор: Артемьева Юлия Борисовна

 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. 

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. 

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. 

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта… 

Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками".

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.

Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.                                                                   

Виды одарённости 

Составляющие 

Как проявляются 

Академическая одаренность 

Мотивационно- личностные характеристики 

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому 

Способности к обучению 

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов 

высокие показатели по развитию психических познавательных процессов 

Творческая одаренность 

Артистическая одаренность 

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать 

вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память 

Художественная одаренность 

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) 

Вокальная одаренность 

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух 

Литературная одаренность 

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов 

Конструкторская одаренность 

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации 

Психомоторная одаренность 

Спортивная одаренность 

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость 

Хореографическая одаренность 

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память 

Коммуникативная одаренность 

Социально-личностная   одаренность 

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты 

Лидерская одаренность 

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, 

настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию 

 

Одаренные дети: 

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; 
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; 
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 
  • принцип возрастания роли дополнительного образования; 
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 
  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя. 

Формы работы с одаренными детьми: 

  • групповые занятия с одаренными детьми; 
  • конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры; 
  • работа по индивидуальным планам; 
  • исследовательская деятельность. 

Предполагаемые результаты: 

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; 
  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом; 
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня; 
  • повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне. 

Нормативно-правовая база программы: 

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; 
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; 
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”; 
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.; 

     

Список литературы:

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004 

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005 

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М. 

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996 

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998. 

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М. 

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва. 

8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль. 

 

. . . . .