Театральная деятельность как как условие социализации дошкольников
Театральная деятельность как условие социализации дошкольника
Автор: Большакова Наталья Васильевна
МБДОУ «ДСКВ № 72», Братск
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В. Сухомлинский
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой ребёнок может воспроизводить знакомые литературные сюжеты. А.М. Горький говорил: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего, в игре». Из этого можно сделать вывод, что значение театрализованной деятельности в развитии дошкольника велико, поскольку именно в ней у ребёнка развивается мышление, образное восприятие, воображение, фантазия, тренируется память и совершенствуется речь.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что позволяет воспитаннику преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Я считаю, что в процессе инсценировок у дошкольников формируется опыт социальных навыков поведения, потому что любое литературное произведение имеет нравственную направленность. Так, с помощью сказки ребёнок начинает познавать мир не только умом, но и сердцем, может выражать своё собственное отношение к добру и злу, любимые герои произведения становятся образцом для подражания и отождествления. Благодаря способности детей идентифицировать себя с любимым героем произведения у педагога появляется возможность через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Важно учитывать, что для развития выразительной речи дошкольников необходимо создавать условия, где каждый ребёнок может передавать свои эмоции, чувства и взгляды, как в бытовом разговоре, так и публично. Следует отметить, что при организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении педагогу необходимо: создавать условия для развития творческой активности детей (художественно-речевой, музыкально-игровой, танцевальной, сценической); приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с профессиональной терминологией); обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; включать в совместную театрализованную деятельность детей родителей воспитанников (изготовление декораций, костюмов, масок, посещение кукольных и драматических театров).
Театрализованную деятельность можно организовывать в различные временные отрезки (утренние и вечерние часы). Она может организовываться как самостоятельная деятельность, так и в качестве образовательной, интегрированной с другими занятиями. В настоящее время театрализованная деятельность в рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов относится к образовательной области «Социализация», которая интегрируется с остальными образовательными областями.
В рамках рекомендации необходимо указать, что театрализованную деятельность лучше всего проводить с небольшим количественным составом детей подгруппами, поскольку тогда обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребёнку. В вечернее время можно организовывать различные театрализованные студии: «В гостях у сказки», «Сундучок сказок бабушки Арины» и т.д. В таком виде деятельности могут принимать участие не только воспитатели и дети, но и родители. Результаты работы студий можно объединить в единый праздник, к которому готовится дошкольное учреждение комплексно. Данная организация театрализованной деятельности дошкольников позволяет: вступать ребёнку в контакт с детьми из других разновозрастных групп; самореализовываться каждому ребёнку; познавать педагогам своих воспитанников посредством раскрытия их потенциала.
Важным компонентом, обеспечивающим организацию театрализованной деятельности, является правильно созданная предметно-развивающая среда, которая должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Следует указать принципы построения предметно-развивающей среды: интеграции образовательных областей; открытости; гибкого зонирования; полифункциональности; трансформируемости .
Принцип интеграции означает, что материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип открытости можно реализовать в разных направлениях: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «Я». Открытость обществу и открытость своего «Я» заключают в себе персонализацию среды каждой группы.
Принцип гибкого зонирования - организация пространства с подвижными трансформируемыми границами зон, т.е. чтобы дети могли заниматься своим любимым делом, при этом, не мешая друг другу.
Принцип полифункциональности ориентирован на то, что предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип транформируемости, который связан с полифункциональностью предполагает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
В каждой группе необходимо выделить театральный уголок, который должен быть оснащён соответствующими атрибутами для театрализованной деятельности, включающим различные виды театров, реквизит для обыгрывания сценок и спектаклей, театральный реквизит, книги с литературными произведениями, соответствующие возрасту группы.
Последовательное построение театрализованной деятельности обеспечивается возрастной динамикой. Так, знакомство с куклой «Би-ба-бо» лучше начинать вводить в первой младшей группе. Во второй младшей группе детей постепенно знакомят с разными видами театров, основами актёрского мастерства. В средней группе кукольный спектакль объединяется с театральной игрой. Дети начинают обучаться элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике). В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют как в театрализованных играх и в играх - драматизациях, постепенно совершенствуя образные исполнительские умения. В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Подводя итог следует отметить, что необходимо развивать театрализованную деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в результате чего происходит накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, заключающаяся в активности всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с. (Серия « Вместе с детьми).
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.-127с.
3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.:ТЦ « Сфера», 2001.-128с.
4. Фольклорные праздники в детском саду и школе. / Сост. Г. Науменко. – М., 2000.