Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыкально-театрализованная деятельность в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах

Дата публикации: 2019-12-20 16:57:50
Статью разместил(а):
Большакова Наталья Васильевна

Музыкально-театрализованная деятельность в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах

Автор: Большакова Наталья Васильевна

МБДОУ «ДСКВ № 72», Братск

 

В течении нескольких лет я провожу целенаправленную работу по теме “Развитие музыкально-творческих способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах”.

Как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждая организованная учебная деятельность была интересной для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по своей теме, используя и элементы концепции Карла Орфа – его элементарное музицирование с дошкольниками: ритмодекламации, пальчиковые игры, фонопедические упражнения и речевые игры. Так же изучала программу Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» на основе концепции К. Орфа.

Игра на музыкальных и самодельных шумовых инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных и шумовых инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных и шумовых инструментах можно использовать в самых различных условиях:

- музыкальные занятия

- театральная деятельность

- выступления на праздниках.

В разных видах деятельности:

- пение

- слушание музыки

- движение.

Давно известно, что для музыкального творчества необходима комфортная психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из главных условий ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных и шумовых инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой - либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются и на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Несколько лет назад у меня родился весьма смелый и интересный замысел: попробовать свои силы в создании целого спектакля - этому предшествовала длительная и довольно кропотливая работа, в ходе которой я постепенно знакомила детей с тем, как рождается музыкальный спектакль.

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель: сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами. Ведь музыкальный спектакль для детей - это тоже игра веселая и интересная. Каждый сценарий стараюсь писать на основе одной или тематике нескольких сказок. Постепенно эта сказка обрастает, как снежный ком, куда вставляются песни, постановка танцев, юмористические сценки и конечно, игра на детских музыкальных инструментах. Главное – какую идею она несет. Сценарные разработки я условно назвала музыкальными фантазиями на сказочные темы, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный и игровой материал в одно целое.

Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку. Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, узкие специалисты, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Так, я сделала новогодние утренники, объединенные одной сказкой «Туфельки Снегурочки» и «Волшебная лампа Аладдина» в старших группах, а в средней - «Рукавички Деда Мороза». Эти постановки явились итогом определенного этапа работы. Спектакли получились совершенно иными: дети находили новые краски в создании образов, сами импровизировали танцевальные движения, которыми я добавляла наши танцы. Некоторую трудность представляло распределение ролей, но благодаря умению и такту педагогов, желающие могли попробовать себя в разных ролях, и только сообща, дети и взрослые наиболее непосредственно и удачно создавали образ того, или иного героя сказки. Каждому ребенку была подобрана роль в соответствии с его речевыми и творческими возможностями.

Когда я начинала работать по театрализованной деятельности, ведущими и главными героями в сказку были поставлены чаще всего воспитатели, то сейчас я от этого отошла. Почти весь праздник ведут сами дети, а воспитатели выступают в роли суфлеров и в проведении игр. Надо видеть, какая гордость у детей, когда они самостоятельно ведут праздник.

Безусловно, что-то получается, что-то нет, на то они и творческие способности. Но я уверена, что сказочная образно-игровая форма наиболее эффективна и ценна именно в дошкольном возрасте.

Чтобы разнообразить и украсить свои спектакли, я пришла к мысли о соединении театрализованной деятельности и игры на детских музыкальных инструментах. Я включала исполнительство во все виды музыкальной деятельности детей: мы слушали игру на инструментах в живом исполнении и в аудиозаписи, играли на инструментах в проигрыши в песнях, в музыкальных играх, ставили танцы с использованием музыкальных инструментов, играли как оркестровые произведения, так и сопровождали игрой на инструментах песни и пьесы в аудиозаписях.  Это позволило соединить два таких крупных направления в детской музыкальной деятельности, как театрализация и исполнительство и взаимодополнить друг друга.

Теперь мы знакомимся с инструментами при исполнении небольших сценок или сказок, разыгрываемых непосредственно детьми. Это откладывается в памяти намного глубже, чем просто я бы показала картинку с инструментом, и мы послушали его звучание.

Результаты моих творческих экспериментов и поисков показали, что в единстве музыкально-театрализованной и исполнительской деятельности развиваются все основные музыкальные способности. Особенно характерно усиление эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал, музыкальных движений и творческих навыков, создаётся положительно-эмоциональное настроение у детей, что является основой для формирования интереса к вышеназванной деятельности.

Я пришла к выводу о значимости музыкально-театрализованной деятельности в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах, в развитии музыкально - творческих способностей и их влиянии на гармоничное развитие личности дошкольников, основанном на движении от внешнего восприятия к внутреннему сопереживанию через эмоциональную активность, эмоциональную оценку и творческое проявление способностей ребенка, и самое главное - чувство радости, рождающееся у детей на занятиях.

 

. . . . .