Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Всё в твоих руках

Дата публикации: 2019-10-29 21:13:14
Статью разместил(а):
Чуева Мария Владимировна

Всё в твоих руках

Автор: Чуева Мария Владимировна

МАДОУ № 81 «Солнышко» комбинированного вида

 

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать детей счастливыми.

 Оскар Уайльд.

 

Представьте, что вы сидите перед телевизором. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше … Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели много раз… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом … по второму кругу. И не замечаете, как проходит час. Не случайно я привела пример с телевизором. Переключая каналы, мы удерживаем своё внимание очень долго. Чтобы удержать внимание современных детей, мы тоже можем «переключать каналы», только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). Важно не переступить грань предела непроизвольного внимания детей.

На мой взгляд, одной из распространенной проблемой во время организованной образовательной деятельности является неустойчивое внимание детей. И нам, воспитателям, конечно же, хочется максимально привлечь внимание детей во время образовательной деятельности. Нельзя добиться результатов, используя методы такие как: повышение голоса, это вызывает у детей страх. Испуганный ребенок будет какое-то время послушным, но не сосредоточен. Это плохо сказывается на здоровье, психологическом благополучии детей. И ни о каком внимании не может идти речи. Наоборот нужно вызвать у ребенка положительный эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности, тогда концентрация внимания будет максимально длительной. Дети делают только то, что им действительно интересно. Детей нужно мотивировать на ту или иную деятельность.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы образовательная деятельность старших дошкольников была занимательной и интересной, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от деятельности. Образовательную деятельность организую исключительно из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

  • задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение.
  • допустить намеренно ошибку.
  • попросить поднять руку тех, кто…(например, любит мороженое, зависит от темы проекта).

Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

Так же привлечь внимание ребёнка можно, когда в группе хорошо обогащена предметно-развивающая среда. При создании развивающей среды учитываю, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, придерживаясь норм и правил пребывания в различных центрах активности и пользования материалами, оборудованием. Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Как известно, дети очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите нам, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать материал, убрать игрушки, расставить детей по росту и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми.

Помогают привлечь и активизировать внимание детей следующие приемы:

  • присутствие проблемной ситуации (помочь найти клад, разгадать ребус, принять участие в викторине и т.д).
  • обыгрывание проблемной ситуации.
  • опора на личный опыт детей.
  • «Копилка фишек» - в начале совместной деятельности появляется копилка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Для привлечения и удержания внимания детей являются контрастные раздражители: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения.

В работе с детьми так же не мало важен энтузиазмом. Энтузиазм – это «моторчик», который позволяет нам постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии постоянного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда.

Обучение через игру – наиболее эффективная форма образовательной деятельности. Игру недаром называют ведущей деятельностью: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.  «Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности» - отмечал В. А. Сухомлинский. 

Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. Беседа о животных, не может заменить реальной встречи с ними. Беседа о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом наблюдать, как они растут.  Ребёнок должен не только слышать объяснения, но и увидеть, потрогать. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. Каждый может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали красный мяч, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

Дети очень любят петь и танцевать! Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Часто использую классическую музыку для фона образовательной деятельности. Музыка звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках. 

Удержать внимание детей непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Что бы деятельность была интересна детям, наполняем центры активности наиболее интересным и разнообразным материалом (разноуровневыми карточками, пооперационными картами, и т.д). Дети должны видеть «продукт» своей деятельности: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Любую деятельность можно обыграть интересным сюжетом, придумав какое-нибудь забавное дело. Творчество и фантазия необходимы, чтобы заинтересовать детей. Новые игры и развлечения обязательно привлекут их внимание. Я часто играю с детьми в игру, смысл которой вот в чем. Дети "гуляют", "играют" или др., но когда мы включаем музыку, или говорим: «Мы скакали, мы скакали,

Мы немножечко устали,

Впереди далёкий путь, надо отдохнуть.

Где же можно сесть? Где же место есть?

Поскорей занять, чтобы не стоять.

Дети собираются все вместе, можно обсудить вопросы.

Следующим способом привлечения внимания детей является интонация. Эмоциональная окраска и даже тембр голоса очень важны для детей. Чрезвычайно важна похвала. Не упускаю ни одной возможности похвалить деток, если есть для этого повод. Выразить её стараюсь по разному, не только вербальным способом, но и непосредственно какими-либо тактильными действиями. Говорю детям: «Меня радует, что ты справился», «Как замечательно у тебя всё получается» и т. д.

В процессе всего периода выполнения какого-либо задания постоянно напоминаю детям о том, для чего мы это делаем. Например, «Давай нарисуем маме картину. Мама будет очень довольна», «Давай научимся считать. Это очень интересно». 

Для снятия нервного напряжения, для улучшения настроения является физическая нагрузка. Если я вижу, что дети, устали – немедленно нужно провести физкультминутку, либо релаксационные упражнения.

Так же для привлечения внимания не мало важен смех. Смех – великое средство от плохого настроения. С помощью интересных забавных историй можно не только привлечь, удержать внимание ребенка, но и «вылечить» его. Если рассказать детям какую-нибудь забавную историю, прочитать веселый рассказ, то можно сразу увидеть, как изменилось у них настроение, а значит и самочувствие в целом. Смех – это природный оздоравливающий механизм. Очень важно «научить» смеяться человека и позитивно смотреть на жизнь. Смехотерапия для детей способна творить чудеса. Смех придает уверенность ребенку в его действиях, развивает в нем внутреннюю гармонию и оптимистический взгляд на жизнь. Он помогает ему снять скованность и зажатость. Улыбающийся ребенок более коммуникабелен.

В рамках образовательной деятельности активно использую метод проблемного обучения: игровые проблемные ситуации – их моделирование и решение, вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, проектирование и т. д. Таким образом, чтобы привлечь внимание ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в образовательной деятельности необходимо тонко чувствовать психологию ребенка.

Наиболее значительных положительных результатов удалось добиться в процессе проектной деятельности. В переводе с греческого проект – это путь исследования. В проектной деятельности ребёнок планирует свою деятельность, а это важно в формировании и становлении личности. Проектные технологии обучения являются для детей инновационными. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Использование проектов, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также позволяет сделать образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. В познавательной области метод проектов осуществляется через внедрения «модели трех вопросов» («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Где мы можем это узнать?»).

Кроме этого побуждаю детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: обращаю внимание на новые, необычные черты объекта, высказываю догадки, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие ребят к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть какие-то сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т.д. Разгадывая загадки, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если.», «Как это изменить, чтобы.», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении с детьми.

Особо подчёркиваю роль книги как источника новых знаний. Показывая детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях специально обращаюсь к книгам и вместе с детьми находим в них решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов детей и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Таким образом, успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно участвовать в совместной образовательной деятельности.  Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный путь познания. Какие бы технологии ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние детей, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники!!!

Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов.

Всякий раз, когда стоишь перед выбором, будь внимателен: не выбирай то, что удобно, комфортно, респектабельно, признано обществом, почётно. Выбирай то, что находит отклик в твоём сердце. Выбирай то, что ты хотел бы сделать, невзирая ни на какие последствия.

В завершение хочется рассказать притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: "Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?" Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: "Всё в твоих руках".

Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир разноцветен.

Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

 

. . . . .