Развитие креативности у детей дошкольного возраста
Развитие креативности у детей дошкольного возраста
Автор: Пантелеева Жанна Алексеевна
МАДОУ «Детский сад № 293», г. Казань
Музыкальное воспитание вносит свой неоценимый вклад в поиск инновационных, креативных педагогических технологий в образовании дошкольников. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребёнка.
«Каждый ребёнок талантлив!» – это утверждение означает, что творческие способности и задатки способностей есть у каждого ребёнка. Конечно, они имеют разные количественные и качественные характеристики. Все музыкальные способности часто называют творческими. Однако музыкальные способности – не значит творческие. Эти понятия часто подменяют. Музыкально-сенсорные способности (развитие разных видов слуха: звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового и пр.) являются предпосылками для развития музыкальности ребёнка.
Творчество – это отдельный, самостоятельный вид деятельности. Понятия «творчество» и «креативность» относятся к перекрещивающимся понятиям. Понятие «креативность» больше ориентировано на личность, понятие «творчество» – на деятельность и её результат. Когда говорят о креативности, то речь не идёт о создании зримого, вещественного, материального продукта. «Результатом креативного процесса является само формирование личности, создание уникального микрокосма – человеческой индивидуальной психики, души». (Ю. Вагин)
Обычно в повседневной работе основная задача, которую ставит перед собой педагог – успеть реализовать свои собственные творческие планы, и развитие личности ребёнка отодвигается порой на второй план – прежде всего его мотивационной сферы. Ведь возможность самовыражения – важнейший мотив любой деятельности.
Задача педагога – создать предпосылки для проявления детского творчества, научиться расставлять акценты в работе и научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями для реализации его потребностей в самовыражении. Именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребёнка, поскольку их первый пик развития приходится на старший дошкольный возраст. Для того чтобы сымпровизировать на занятии достаточно трёх-пяти минут, например: игра «Магазин игрушек» (дети самостоятельно придумывают образ игрушки и показывают его в движении, позе); игра «Зоопарк» (ребята распеваются, изображая голосом образ животного); танец весёлых клоунов или куколок–балеринок и т.д. Когда видишь, как дети раскрываются во время выполнения творческих заданий, с каким удовольствием они их выполняют, никакого времени не жалко! «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень).
Отечественная психология относит креативность к личностным новообразованиям, поэтому рассматривает её не только как способность ума, но и как взаимосвязь эмоциональной сферы, творческого воображения и творческого мышления. Различными аспектами проблемы развития музыкальных творческих способностей в разное время занимались:
- Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова (определение, структура и развитие способностей),
- А.И. Ходькова (этапы развития детского музыкального творчества),
- Т.А. Барышева, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан (восприятие музыки дошкольниками),
- Т.А. Боровик, М.А. Трубникова, Т.Э. Тютюнникова (элементарное музицирование),
- Т.В.Нестеренко, Е.Г.Горшкова (творческий сюжетный танец).
Критерии креативности как общей творческой способности были предложены американским психологом Д. Гилфордом. Он назвал шесть основных параметров креативности. Выделю четыре из них:
- беглость (способность к генерированию большого количества идей);
- гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей);
- оригинальность (способность отвечать на раздражители нестандартно);
- способность изменять, совершенствовать объект.
Следует сказать, что вид музыкальной деятельности требует как своей уникальной методики обучения, так и не менее уникальной методики формирования детского творчества. В результате выполнения творческих заданий у ребёнка формируется в той или иной степени творческость, креативность как качество личности. При восприятии музыки можно так же активно применять критерии креативности.
Беглость можно понимать, как умение продуцировать наибольшее количество образов при восприятии музыкального произведения, умение подбирать как можно больше определений характера музыки. Гибкость – разнообразие этих образов и определений, их принадлежность к разным областям. Вот такие определения музыки, могут дать дети - грустная, плачущая, серая, дождливая, минорная, медленная, застывшая, старинная, горькая, стеклянная. Отбросив все повторяющиеся ответы детей, получим количество оригинальных ответов.
В музицировании – важнейшая способность варьировать, передавать образ с помощью разных музыкальных и немузыкальных звуков и их последовательностей (мелодических, ритмических, темповых, тембровых, динамических, ладовых). В пении гибкость можно рассматривать, как умение применять дополнительные средства выразительности (изменять тембр голоса, петь от лица разных персонажей, в разных жанрах, передавать различные настроения); танцевальном творчестве - умение изменять положение тела в пространстве, придумывать новые образы на одну и ту же музыку, использовать экспрессию; в игровом творчестве – это способность передачи образа и сюжета с помощью совокупных средств выразительности: мимики, осмысления образа с разных исходных точек (настроений, времени, жизненных позиций).
Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, на создание таких условий, в которых ребёнок занимает позицию субъекта деятельности, где ребёнку принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль. Музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника, занятие это должно быть радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
Успешное решение главной задачи музыкального развития зависит от содержания музыкального восприятия, от традиционных методов и приёмов обучения, так от инновационных форм организации музыкальной деятельности. Таким образом, все дети могут быть сопричастны с музыкой, могут получать удовольствие от взаимодействия, которое дано им самой природой. И чем разнообразнее музыкальная деятельность, тем интересней участвовать в ней детям.
Л.С. Выготский: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению».