Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Авторы: Данилова Ирина Ивановна
и Маринцева Антонина Ивановна
МДОУ "Детский сад № 6 "Белоснежка", г. Люберцы
Аннотация: Начиная с дошкольного возраста у ребенка уже закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным в его духовно-нравственном воспитании.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается актуальной. Духовно-нравственное воспитание подразумевает формирование ценностного отношения к жизни, которое в дальнейшем обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, сострадания и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
На сегодняшний день современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Каждый из нас понимает необходимость возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.
Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.
Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.
23 января 2012 года на пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион выступил с докладом «Нравственные ценности и будущее человечества». «Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой». В статье аргументируется значение воспитания у подрастающего сегодня поколения духовно-нравственных ценностей, и значении духовно-нравственного воспитания на будущее человечества. «Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума - это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем».
Начиная с дошкольного возраста у ребенка уже закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для духовно-нравственного воспитания. В этот жизненный период времени происходит бурное накопление опыта – социального, нравственного, духовного. За первые семь лет жизни человек приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Этот возраст нельзя пропустить для становления очень важных представлений- представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены вопросы духовно-нравственного воспитания.
Исходя из вышесказанного, важнейшей ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала ребенка дошкольника. Гармонично построенный педагогический процесс, основанный на культурных ценностях родного края, является одним из условий духовно-нравственного развития.
В наши дни все большее внимание уделяется ранней интеллектуализации ребенка, что в свою очередь не способствует его духовному развитию. Все накопленные знания могут оказаться бесполезными, если игнорировать воспитание души, духовно-нравственного развития маленького человека. В результате дети страдают эмоционально- волевой, духовной незрелостью.
Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Нельзя воспитать полноценного человека, когда он лишен знаний о традициях своего народа, знаний своих корней. Мы можем сохранить прошлое лишь знакомя с традициями и обычаями своего народа, что в свою очередь помогает воспитывать любовь к культуре, истории. Ознакомление детей с русским народным творчеством, с народной культурой, фольклором формирует общую духовную культуру ребенка, раскрывает творческие способности детей, а также положительно влияет на эстетическое развитие.
Решающим значением в становлении основ личности является правильно организованное воспитание, грамотно организованный процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Развитие духовно- нравственные основ, основ самосознания и индивидуальности ребенка помогает приобщение его с первых лет жизни к культуре, общечеловеческим ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по духовно- нравственному воспитанию ребенка особенно актуален в наши дни. Необходимо создавать условия для совместной творческой деятельности. Одним из таких условий может быть участие детей, родителей и педагогов в творческих мероприятиях. Все это способствует формированию положительного отношения друг к другу.
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга.
В воспитании у детей духовно- нравственных чувств огромную роль играет знакомство с православными праздниками, традициями и обычаями, которые передавались из поколения в поколения. Нельзя заглушать, подавлять то, что зреет благодатного в душе ребенка, а надо помогать раскрываться. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры национального самосознания. Роль ДОУ состоит не в навязывании веры, а в содействии целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья.
Воспитывая у детей чувства любви к культуре своего народа, необходимо формировать такие чувства как толерантность уважение к другим народам, к их традициям.
Загадочность, красочность, насыщенность православного праздника сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовно-нравственные ценности.
Список литературы:
1. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск: Педагогика, 2014.-268с.
2. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Русский дом, 2012.-250с.
3. Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 2015. - №9. - С. 38-43.
4. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.- М.: Аркти, 2013.-142с.
5. Младенчество, детство — народная мудрость — жизнь человека в русском фольклоре. - М.: Художественная литература, 2010.-280с