Особенности организации работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ
Особенности организации работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзии
Автор: Калинина Ольга Владимировна
ГБОУ "Школа № 1213", г. Москва
Аннотация: Статья содержит описание приемов взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
Ключевые слова: особенности организации, эффективные приемы, взаимодействие с родителями.
Тематическая рубрика: Дошкольное воспитание.
В работе учителя-логопеда установление партнерских отношений с родителями является условием успешности коррекционного воздействия. При этом немаловажен тот факт, что логопеды, работающие на логопунктах, выполняют существенно больший объем работы, чем специалисты на базе коррекционных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, потому что помощь со стороны педагогов, а зачастую и родителей детей им в полной мере не оказывается.
Изучение опыта деятельности учителей-логопедов показывает, что работу с семьей они считают необходимой, но в тоже время не все к ней готовы. Безусловно, есть и немалый положительный опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания. Но чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Причины такого взаимодействия:
- многие специалисты недостаточно мотивированы во взаимодействии с родителями, смутно представляют себе все аспекты работы с семьей, испытывают ряд затруднений при организации данного процесса, имеют ограниченный запас знаний по данному вопросу;
- внутреннее неблагополучие семьи, свидетельством которого является нежелание родителей сотрудничать с логопедом, выполнять домашние задания;
- педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание своей воспитательной функции, нежелание устанавливать единые требования к ребенку в образовательном учреждении и семье, игнорирование того факта, что они выступают социальными заказчиками;
- отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.
В логопедии на настоящий момент не существует методики, оценивающей мотивацию родителей в коррекционно-развивающем процессе. Как правило, логопеды в этом вопросе руководствуются методом наблюдения, являющимся весьма субъективным.
Учитывая график (чаще первая половина дня) и специфику работы учителя-логопеда, основными и наиболее эффективными приемами практического взаимодействия с семьями детей с ОВЗ являются:
- различного рода анкетирования (анонимные, персонифицированные, диагностические, информационные, мотивационные), которые помогают определить степень готовности родителей к участию в коррекционном процессе, стимулировать активность родителей;
- наглядно-информационные формы организации взаимодействия логопеда и родителей, которые условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую (стенды, папки-ширмы, выставки, медиапособия – сайт ОУ и личный сайт педагога, буклеты, памятки и листовки);
- совместная подготовка к различным мероприятиям (конкурсы стихов и вечера поэзии, литературные гостиные, праздники, которые являются наиболее эффективной мотивацией к правильному звукопроизношению, работой над интонационной выразительностью);
- различного рода родительские собрания (организационно-установочные, знакомящие с аналитическими материалами, консультативные, совместные с детьми, тематические, собрания-практикумы и т.д.) - это важный элемент стратегии общения с семьей, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение.
Основные цели родительских собраний:
- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
- привлечь родителей к сотрудничеству: совместно решать вопросы адаптации, обучения, развития (в частности, речевого) и воспитания детей.
Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:
- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка и учитывать их в общении.
- осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами, стилями поведения;
- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;
- активизировать коммуникации в семье;
- стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.
Правильно организованное собрание отвечает следующим принципам:
- проходит с равной активностью родителей и педагогов;
- участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
- тематика собрания заранее известна всем;
- собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными;
- итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Безусловно, подготовка к родительскому собранию предполагает координацию усилий всех специалистов образовательного учреждения, поэтому создание и поддержание коллегиальных отношений является важным аспектом в работе с детьми ОВЗ.
В заключении подчеркну, что на протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.
Сегодня же официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст.18, п.1). Данный факт обуславливает необходимость создания условий взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Проблема заключается в том, что многие родители, имеющие ребенка с ОВЗ, перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и педагогам. Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Ребенок – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы (составление индивидуального образовательного маршрута), распределение сил и средств, в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Список литературы:
1. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014г.
2. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2011г.
3. Османова, Г. А. Логопед - родителям / Г.А. Османова. - М.: Каро, 2009. - 192 c.
4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012г.