Социально-бытовая адаптация детей с дефектами зрения и подготовка их к обучению в школе
Социально-бытовая адаптация детей с дефектами зрения и подготовка их к обучению в школе
Автор: Сорокина Ирина Владимировна
МБДОУ "ДСКВ 72", г. Братск
Одно из важнейших задач обучении и воспитании детей с нарушениями зрения в старшей группе является развитие пространственной ориентировки на макропространстве, сглаживание недостатков зрительно-двигательной координации. Пространственная ориентировка имеет большое значение в познании окружающей действительности. Она включает в себя анализ различных пространственных признаков, связей, отношений между объектами. Умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации детей с дефектами зрения и подготовке их к обучению в школе.
В старшей группе у детей с нарушениями зрения на шестом году жизни следуют продолжать формирование пространственных представлений и практической ориентировки в пространстве всего помещения детского сада и на участке, вырабатывать умение словесного пояснения, описание пространственных положений различных предметов и объектов в окружающей обстановки и микропространстве (на листе бумаги, столе, доски и пр). Для этого следует учить изображать простейшие пути следования на рисунке и словесно, делать простейшие схемы пространства (расположение игрушек в шкафу, на столе и ориентирования этого расположение). Надо вести наблюдение за движением своего тела и товарищей в зеркале. Сличать действительное положение предметов в пространстве и отражение их в зеркале. Упражнять в чтении схем пространство в играх: «Найди по схеме», «Где спрятан предмет», «Расскажи, что и где находиться».
Учить детей понимать словесные указания, задание на пространственную ориентировку с учетом «точек отсчета» от себя и по отношению к другим объектам или людям. Следует учить меркам отсчета, например: «третий от меня и второй от моего соседа». Такие игры можно проводить как на прогулке, и в группе.
Надо учить детей ориентироваться на участке детского сада. Детей необходимо познакомить с правилами движения на улицы, научить выделять сигналы светофора и передвигаться на улицы в соответствии с их указаниями. Учить детей выделять звуки на улицах города: шум машины, шорох шин, звуки работающего мотора, звуки открывающихся и закрывающихся дверей автобуса и так далее. Учить различать различать шум ветра, дождя, вьюги, движение воздуха при открытой форточке (окне). Выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира, моделировать пространственные отношения в игровых ситуациях: «обставив комнату для кукол (комнату в своем доме) и пр.
Для развития пространственных представлений можно использовать различные дидактические игры и упражнение: «Нарисуй, что и где находится?», «Найди игрушку», «Что слева, а что справа?», «Что сверху, а что внизу?», «Расположи на листе бумаги изображения так, как стоят игрушки на столе», «Расскажи, как доехать до твоего дома?», «Составь узор из геометрических фигур». Весьма целесообразно использовать при проведении данных игр и упражнений фланелеграф.
В общей сложности зрительная гимнастика проводиться до 6 раз в день и в течение 1-3 минут в середине каждого занятия.
Упражнение:
1. ИП - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед (к стулу) - выдох. Повторить 5-6 раз.
2. ИП - Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
3. ИП - Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; повернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
4. ИП - Сидя, смотреть прямо перед собой на картину, доску в течении 2-3 секунд. Поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, отпустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. ИП - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 4-5 раз.
Еще один комплекс упражнений:
1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.
3. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой в течении 2-3 секунд, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, отпустить руку. Повторить 10-12 раз.
4. Выполняется стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до появления двоение. Повторить 6-8 раз.
5. Выполняется сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев. Повторить в течение 1 минуты.
6. Выполняется стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец в течении 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5-6 раз.
Литература:
1. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И., «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией»
2. Лезина Л.И. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста»
3. Кудрявцева Н.И.Зрение: сохранение, нормализация, восстановление – М.: 1997г.