Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-11-07 17:51:08
Статью разместил(а):
Калугина Юлия Витальевна

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Калугина Юлия Витальевна

 

Развитие связной монологической речи, являясь главной задачей речевого развития старших дошкольников, вбирает в себя все речевые достижения дошкольников.    

Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Всякое монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять её границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение и контаминация).

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облечённых в определённую словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребёнка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу.  Как считал Л.С. Выготский,  воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании слов-новообразований).

Итак, проблема  развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему  становления словесного творчества детей дошкольного возраста.

Важнейшей особенностью словесного творчества  дошкольников является его взаимодействие с восприятием художественной литературы. Трудности развития словесного творчества можно объяснить многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной. музыкальной и т.д.). Поэтому существует необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова.