Игровые технологии с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-11-18 09:23:35
Статью разместил(а):
Карандашева Людмила Васильевна

Игровые технологии с детьми дошкольного возраста

Автор: Карандашева Людмила Васильевна

СП "Детский сад общеразвивающего вида № 34 "Ёлочка"

 

Аннотация: В данной статье я описала свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, посредством игровых технологий. 

Ключевые слова: игровые технологии, этапы работы, развивающие игры.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сегодня среди основных задач, особенную актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Современные дошкольники требуют внедрения в работу с ними новых подходов к образовательному процессу, которые способствовали бы развитию операционных структур логического мышления, развитию активного словаря, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, математических умений. Все это способствует повышению общего уровня развития ребенка. С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах. 

Именно поэтому главной темой моей работы стала тема «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Цель работы: показать значение игровых технологий в развитии умственных способностей дошкольников.

Первый этап – организационный. В начале своей работы я изучила методическую литературу по данной теме. Изучив литературу, я решила использовать развивающие игры. В группе был оборудован уголок «Игралочка» с разнообразными развивающими играми. Дети могли самостоятельно играть в ту игру, которую им хотелось. В этих играх вырабатываются качества личности и умения, которые необходимы в любой жизненной ситуации. Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты.  

Второй этап. Реализация (непосредственная работа с детьми и родителями, педагогами). Для развития умственных способностей детей я разработала проект «Открываем мир».

Цель этого проекта: формирование у детей и родителей интереса к игровым технологиям.

Работу по интеллектуальному развитию дошкольников посредством применения развивающих игровых технологий я начинала с младшей группы. В своей работе с дошкольниками использую развивающие игры. Самые первые игры– это вкладыши и рамки по методу М. Монтессори. Я использую различные варианты (животных и фруктов, затем геометрические фигуры, фигурки со шнуровкой). Дети с удовольствием играют в эти игры, они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур.

Игра «Сложи узор» способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям. Вместе с детьми рассматриваем кубики, описываем их, называем цвета. Усложнение в игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Детям старшего дошкольного возраста предлагаю усложнение. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку. Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и сам проявляет фантазию.

Следующим видом работы являются занимательные упражнения со счетными палочками. Дети учатся выкладывать разные фигуры (конфета, паук, ракету, домик), считают количество палочек в каждой фигуре, называют геометрические формы, из которых составлена фигура (количество углов и сторон); также сами придумывают и складывают фигуру, т. е закрепляем знания детей о фигурах и их видоизменениях.

В своей работе я использовала следующие игры:

- Настольно-печатные игры: «Математическое лото», «Цветные коврики», «Мозаика», «Пазлы», «Найди отличия», «Ассоциации», «Логика», «Исправь ошибку художника?», «Весёлая логика», «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Что для чего предназначено?», «Картинки – противоположности», «Чудесная коробочка», «Найди пару», «Собери картинку» и другие.

- Игры-забавы: перевёртыши, лабиринты, ребусы, головоломки, загадки, математические занимательные задачи, раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика».

- Оформила новые настольно-печатные игры: игры на плоскостное моделирование: «Геометрическое лото», «Танграм», «Сложи узор», «Сложи квадрат».

- Приобрели в группу развивающие игры Б. Никитина, разнообразные конструкторы и строительные наборы, «Шашки», занимательные счётные палочки.

- Изготовила дидактические игры и пособия «Чего не хватает», «Логические таблицы», «Найди общий признак», «Что лишнее», «Чудесный круг», «Адрес», «Чего не хватает», «Четвёртый лишний», игра «Жук», карточки со знаками – символами, на которых отражены признаки предметов (цвет форма, размер, толщина), альбом–игра «Дом с колокольчиком», альбомы «Развивающие игры»

- Составила схемы, папки для игр и упражнений с логическими блоками и алгоритмами: «Засели домик», «Где, чей гараж», «Фигурки из палочек».

- Подобрала загадки.

С помощью проекта просматривается система работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс современных игровых технологии. Основное правило: от простого к сложному - способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, пробуждается интерес к познанию нового.

Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, помогает проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра становится радостным открытием нового.

Для формирования математического мышления, мною был разработан кружок «Волшебные палочки» Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. 

Задачи.

- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Главные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные фигурки-постройки. Они строят из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математике: для упражнения в счете и отсчете предметов. Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине, выкладывают лесенки от большего к меньшему. Дети выполняют такие задания, как «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной», «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20», "Назови число — найди палочку". Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, фигурки, коврики. Игра развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.

Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. 

Повышение компетентности родителей.

По организации и проведению занимательных игр проводилась большая работа и с родителями детей. Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На родительском собрании дала информацию о роли развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста. После получения некоторой информации родители стали более активно интересоваться, какие игры лучше приобретать для детей, как правильно организовать дома ту или иную игру. Для родителей было проведено открытое развлечение на тему: «Путешествие в страну Математики».

Во многом мне помогали консультации для родителей на тему: «Развитие логического мышления и логики у дошкольников», «Формирование умственных способностей у детей дошкольного возраста в процессе элементарных математических представлений», «Забавные счётные палочки», «Интеллектуальные развивающие игры Никитина», «Играем в шашки", «Палочки Кюизенера», «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и другие, а также советы и рекомендации по организации развивающих игр дома. Таким образом, наблюдается динамика заинтересованности родителей в организации жизни детей их умственном развитии.

Формы работы с педагогами.

Для того, чтобы тема «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» заинтересовала коллег по работе, я подготовила для воспитателей материал на педагогический час "Игровые технологии в ДОУ", картотеку с развивающими играми, провела мастер - класс занятие по ФЭМП с развивающими играми «Путешествие на планету» в подготовительной группе и открытое занятие «ФЭМП» на тему: «В гости к петрушке» в средней группе. Этот опыт заинтересовал воспитателей нашего детского сада и они используют мои советы и рекомендации в своей работе с детьми.

3 этап. Подведение итогов.

На завершающем этапе, проанализировав результаты деятельности, выявила следующие положительные стороны:

- созданы условия для развития умственных способностей дошкольников посредством развивающих игр;

- изучены игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;

- разработана система использования развивающих игр, разработанный материал использован в ОУД, в свободной и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

В результате проведённой систематической работы дети научились играть в игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствовало не только развитию умственных способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивало усидчивость, умение доводить дело до конца.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности игровых технологий очень велики. Игры и упражнения развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы, решать логические задачи.

По итогам мониторинга выявлена положительная динамика. В первый год работы высокий уровень в конце года показали 20% детей, низкий-10%, то во второй год высокий уровень увеличился на 15%, а низкого уровня не стало, а на третий год высокий уровень увеличился ещё на 20%. Подведя итоги своей работы, можно сказать, что умственные способности дошкольников развиваются быстрее и эффективнее благодаря игровым технологиям.

 

Список литературы:

1. Михайлова З.А., Е.И. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников:игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2016. 

2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007

3. Подьякова Н.Н, Сохина Ф.А «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1988 г.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. «Просвещение», 1985.

5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»1989 г.