Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Технология использования квестов по ознакомлению детей с родным городом

Дата публикации: 2020-01-05 19:24:12
Статью разместил(а):
Кокшарова Валентина Валерьевна

Технология использования квестов по ознакомлению детей с родным городом

Автор: Кокшарова Валентина Валерьевна

МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар

 

Аннотация: Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

Ключевые слова: Квест, патриотическое воспитание, родной город.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Детство – каждодневное открытие мира и

 поэтому надо делать так, чтобы оно стало,

 прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, интересными, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Писатель Л.Н.Толстой писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. 

Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? В процессе игры воспитанники совместно с педагогами последовательно двигаются по этапам, решая различные задания. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, узнать что-то новое, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

У многих родителей чаще всего нет времени, желания, знаний знакомить детей с родным городом. Поэтому так важно создать условия для ознакомления с городом в ДОУ. Не имея возможности организовать посещение достопримечательностей города, мы используем мультимедийные презентации, где демонстрируем и рассказываем детям о ярких местах города, его достопримечательностях, знаменитых жителях. Эти знания дети могут продемонстрировать, проходя различные испытания квеста.

Новая идея – квест-технология помогает нам активизировать и детей, и родителей. Квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Цель применяемой технологии:  

Создание условий для формирования представлений детей о родном городе.

Задачи применяемой технологии:

· Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному городу.

· Продолжать знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, известными жителями.   

· Способствовать сближению и организованности группы, воспитывать культуру поведения; умению работать в команде.

· Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие, умение договариваться, объединяться для решения общей задачи.

· Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

· Привлекать родителей к сотрудничеству на тему знакомства с родным городом.

Перспективный план:

месяц

Предварительная работа

Итоговое мероприятие

Виды деятельности

Задачи

Сентябрь - октябрь

1. НОД: Целевая прогулка на ближайшую улицу.

2. НОД «Сыктывкар в прошлом и настоящем».

3.  Чтение стихотворений о Коми Крае и о Сыктывкаре.

4. Заучивание стихотворения П.Образцова «Не узнаешь Сыктывкара…».

 5.  Конструирование «Дома на нашей улице».

6. Коми народные подвижные игры.

 7. Чтение коми легенд с показом иллюстраций.

Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть своё название, на улице много домов, у каждого дома свой номер.  

Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. 

Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него; расширять детский кругозор.

Развивать познавательную активность, любознательность детей. 

Квест – игра «Путешествие по Сыктывкару»

Ноябрь - декабрь

1. НОД «Сыктывкар – столица Республики Коми».

2. НОД «Герб родного города».

3. Дидактическая игра «Собери герб».

4. Слушание: Гимн Сыктывкара (Автор –Евгений Митюшев, музыка Михаила Бурдина).

 5. Чтение коми народных сказок.

6. Совместное рисование «Герои коми сказок».

7. Рассматривание иллюстраций к книге «Мой Сыктывкар».

8. Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями, на каких зданиях можно увидеть герб родного города. 

Формировать представления о Сыктывкаре - как о столице нашей Республики Коми;

Познакомить детей с

Символами родного города (герб, флаг, гимн); формировать уважительное отношение к символике, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе.

Воспитывать у детей интерес к символике нашего города, стремление изображать герб в своих рисунках.

Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности проявления инициативы, взаимопомощи.

Повышение компетенции родителей о городе.

Квест – игра «Сыктывкар – столица Коми края»

Январь-февраль

1. НОД «Достопримечательности родного города».

2. НОД «Памятники нашего города».

3. Рисование «Фонтан на Театральной площади».

4.  Сюжетно-ролевая игра «Автобусная экскурсия по городу».

 5. Лото «Достопримечательности Сыктывкара».

6. Чтение коми народных сказок.

7. Создание фотоальбома «Я в городе».

8. Рассматривание альбома «Мой город».

9. Аппликация «Архитектура родного города». 

Дать знания о достопримечательностях нашего города; углублять представления детей о родном городе; развивать умение выражать свое отношение в высказываниях и деятельности; воспитывать любовь к малой Родине.

Расширять представления детей об архитектуре нашего города; учить передавать симметрическое строение фонтана, дополняя его необходимыми деталями.

Познакомить детей с памятниками воинам, установленными в нашем городе; вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми, сильными;

Познакомить детей с разными видами театров нашего города; вызвать желание посетить их.

Развитие доверительных отношений при работе с семьей.

Квест-игра «Сыктывкар - любимый мой, город вечно молодой».

Март - апрель

1. НОД «Иван Куратов – первый Коми поэт».

  2. НОД «Книжная графика Мошева А.В.».

3. Создание с детьми альбома «Спортсмены нашего города».

 4. Познавательные беседы «Профессии людей нашего города».

5. Лепка «Продукция наших предприятий».

 6. Чтение авторских сказок Коми писателей.

7. Эстафеты «Маленькие чемпионы».

   Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города (поэтами, писателями, художниками, спортсменами); прививать уважение к труду, гордость за известных людей нашего города;

Познакомить детей с предприятиями города Сыктывкара, о получаемой на них продукции; воспитывать любовь к малой Родине.

Закрепить с детьми названия профессий, их значении и пользе для людей; обогащать словарь; воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. 

Квест-игра «Приезжайте в Сыктывкар»

 

Ожидаемые результаты использования технологии:

1. Формирование у детей знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях, известных жителях.

2. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, взаимопомощи.

3. Развитие познавательной активности, любознательности дошкольников через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.

4. Заинтересованность и подключение родителей к совместному с детьми исследованию родного города.

 

Литература:

1. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

2. Комарова, Т.С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010.

3. Колесникова, И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

4. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

5. Ошкина А.А. Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г., 279-282с.

 

. . . . .