Технология использования квестов по ознакомлению детей с родным городом
Технология использования квестов по ознакомлению детей с родным городом
Автор: Кокшарова Валентина Валерьевна
МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар
Аннотация: Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Ключевые слова: Квест, патриотическое воспитание, родной город.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Детство – каждодневное открытие мира и
поэтому надо делать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, интересными, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Писатель Л.Н.Толстой писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? В процессе игры воспитанники совместно с педагогами последовательно двигаются по этапам, решая различные задания. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, узнать что-то новое, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
У многих родителей чаще всего нет времени, желания, знаний знакомить детей с родным городом. Поэтому так важно создать условия для ознакомления с городом в ДОУ. Не имея возможности организовать посещение достопримечательностей города, мы используем мультимедийные презентации, где демонстрируем и рассказываем детям о ярких местах города, его достопримечательностях, знаменитых жителях. Эти знания дети могут продемонстрировать, проходя различные испытания квеста.
Новая идея – квест-технология помогает нам активизировать и детей, и родителей. Квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.
Цель применяемой технологии:
Создание условий для формирования представлений детей о родном городе.
Задачи применяемой технологии:
· Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному городу.
· Продолжать знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, известными жителями.
· Способствовать сближению и организованности группы, воспитывать культуру поведения; умению работать в команде.
· Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие, умение договариваться, объединяться для решения общей задачи.
· Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
· Привлекать родителей к сотрудничеству на тему знакомства с родным городом.
Перспективный план:
месяц |
Предварительная работа |
Итоговое мероприятие |
|
Виды деятельности |
Задачи |
||
Сентябрь - октябрь |
1. НОД: Целевая прогулка на ближайшую улицу. 2. НОД «Сыктывкар в прошлом и настоящем». 3. Чтение стихотворений о Коми Крае и о Сыктывкаре. 4. Заучивание стихотворения П.Образцова «Не узнаешь Сыктывкара…». 5. Конструирование «Дома на нашей улице». 6. Коми народные подвижные игры. 7. Чтение коми легенд с показом иллюстраций. |
Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть своё название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него; расширять детский кругозор. Развивать познавательную активность, любознательность детей. |
Квест – игра «Путешествие по Сыктывкару» |
Ноябрь - декабрь |
1. НОД «Сыктывкар – столица Республики Коми». 2. НОД «Герб родного города». 3. Дидактическая игра «Собери герб». 4. Слушание: Гимн Сыктывкара (Автор –Евгений Митюшев, музыка Михаила Бурдина). 5. Чтение коми народных сказок. 6. Совместное рисование «Герои коми сказок». 7. Рассматривание иллюстраций к книге «Мой Сыктывкар». 8. Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями, на каких зданиях можно увидеть герб родного города. |
Формировать представления о Сыктывкаре - как о столице нашей Республики Коми; Познакомить детей с Символами родного города (герб, флаг, гимн); формировать уважительное отношение к символике, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе. Воспитывать у детей интерес к символике нашего города, стремление изображать герб в своих рисунках. Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности проявления инициативы, взаимопомощи. Повышение компетенции родителей о городе. |
Квест – игра «Сыктывкар – столица Коми края» |
Январь-февраль |
1. НОД «Достопримечательности родного города». 2. НОД «Памятники нашего города». 3. Рисование «Фонтан на Театральной площади». 4. Сюжетно-ролевая игра «Автобусная экскурсия по городу». 5. Лото «Достопримечательности Сыктывкара». 6. Чтение коми народных сказок. 7. Создание фотоальбома «Я в городе». 8. Рассматривание альбома «Мой город». 9. Аппликация «Архитектура родного города». |
Дать знания о достопримечательностях нашего города; углублять представления детей о родном городе; развивать умение выражать свое отношение в высказываниях и деятельности; воспитывать любовь к малой Родине. Расширять представления детей об архитектуре нашего города; учить передавать симметрическое строение фонтана, дополняя его необходимыми деталями. Познакомить детей с памятниками воинам, установленными в нашем городе; вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми, сильными; Познакомить детей с разными видами театров нашего города; вызвать желание посетить их. Развитие доверительных отношений при работе с семьей. |
Квест-игра «Сыктывкар - любимый мой, город вечно молодой». |
Март - апрель |
1. НОД «Иван Куратов – первый Коми поэт». 2. НОД «Книжная графика Мошева А.В.». 3. Создание с детьми альбома «Спортсмены нашего города». 4. Познавательные беседы «Профессии людей нашего города». 5. Лепка «Продукция наших предприятий». 6. Чтение авторских сказок Коми писателей. 7. Эстафеты «Маленькие чемпионы». |
Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города (поэтами, писателями, художниками, спортсменами); прививать уважение к труду, гордость за известных людей нашего города; Познакомить детей с предприятиями города Сыктывкара, о получаемой на них продукции; воспитывать любовь к малой Родине. Закрепить с детьми названия профессий, их значении и пользе для людей; обогащать словарь; воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. |
Квест-игра «Приезжайте в Сыктывкар» |
Ожидаемые результаты использования технологии:
1. Формирование у детей знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях, известных жителях.
2. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, взаимопомощи.
3. Развитие познавательной активности, любознательности дошкольников через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.
4. Заинтересованность и подключение родителей к совместному с детьми исследованию родного города.
Литература:
1. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
2. Комарова, Т.С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010.
3. Колесникова, И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
4. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
5. Ошкина А.А. Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г., 279-282с.