Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте
Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте
Автор: Половинкина Марина Александровна
ГБОУ города Москвы «Школа № 480 им. В.В.Талалихина»
Аннотация: В данной статье определены особенности мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В настоящее время реформирование системы образования в России направлено на изменение содержания образования, что вызывает необходимость разработки новых путей подготовки дошкольника к обучению в общеобразовательном заведении. В связи с чем углубляется актуальность проблемы мотивационной готовности старшего дошкольника к изменившимся условиям обучения.
Ключевые слова: готовность к школе, мотивационная готовность, старший дошкольный возраст.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Переход к школьному обучению полностью меняет весь образ жизни ребенка. В данном периоде жизни деятельность становится обязательной, ответственной, требующей постоянного организованного труда. Помимо этого, данная деятельность ставит перед детьми задачу преднамеренного и последовательного усвоения знаний.
Большинство авторов считают мотивационный аспект важнейшим элементом психологической подготовки к школе, влияющим на успешное начало обучения и адаптацию к школе. Под мотивацией подразумевается совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к любой деятельности, придают ему направление, ориентацию на достижение цели [6].
В рамках мотивационной готовности к обучению в школе подразумевается, что у будущего первоклассника имеется система мотиваций, обеспечивающая высокий интерес к обучению в школе: позитивные представления о школе, желание учиться в школе, а также сформировавшаяся позиция ученика.
По мнению Гринек Т. В. и Каменской И.Н. мотивационная готовность помимо вышеуказанных составляющих включает и самооценку. Ребенок к концу дошкольного возраста, по мнению исследователей, должен иметь адекватную самооценку, а именно понимать свои удачи и промахи [3].
С другой стороны, Л.И. Божович считает, что со школьным возрастом направленность личности дошкольника меняется по содержанию: увеличивается устойчивость формирующейся мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии детей [1].
Авторы утверждают, что в основе содержания и мотивации к обучению лежит познавательная потребность. Его появление определяется потребностью во внешних впечатлениях у детей раннего возраста и потребностью в активности, появившейся у детей с первых дней жизни. Исследователи утверждают, что у разных детей развитие познавательной потребности разное: у одних она четко выражена и имеет «теоретическую» направленность, у других - более выражена практическая направленность, у других вообще очень слабая.
Опираясь на исследования по мотивационной сфере, можно выделить шесть механизмов мотивирования, под которыми мы понимаем способы повышения мотивации ребенка к достижению цели в группе и социуме. Они следующие:
1. Поощрение исследования окружающей среды;
2. Привитие начальных способностей к исследованию (определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение);
3. Похвала ребенка за достижения;
4. Помощь в развитии и тренировке;
5. Отсутствие наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
6. Стимулирование языкового и символического общения [1].
Психологи утверждают, что ребенок, которого привлекает образовательное учреждение не внешней стороной (атрибутами), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов, считается мотивационно готовым к обучению в школе. Завтрашнему первокласснику необходимо произвольно контролировать собственное поведение, познавательную деятельность, что обусловлено сформированной иерархической системой мотивов. Д.Б.Эльконин акцентирует внимание на важнейшей значимости мотивов обучения, которые позволяют определить последовательность в формировании позиции учащегося и сформировать его мотивационную готовность к обучению [8].
В свою очередь, Е.Е.Кравцова, проведя анализ работ ученых, утверждала, что наличие у ребенка мотивационных особенностей возможно, что приведет к выводу, что формирование зрелой мотивации к обучению находится в «зоне ближайшего развития» дошкольника [4]. Автор полагает, что совокупность свойств, присущих мотивационной готовности к началу обучения, можно назвать «порогом» мотивационного развития или «зрелой внутренней позицией ученика», столь необходимой для школьного образования. Следовательно, дошкольника, который обнаруживает психологические особенности, варьирующиеся от минимума до максимума школьных требований, можно назвать психологически готовым к обучению в школе.
По мнению многих российских психологов А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А. Марковаа дошкольный период напрямую связан с развитием и усложнением мотивационной сферы ребенка, а также с возникновением общественно значимых мотивов и их «подчинением».
Завершение дошкольного периода характеризуется формированием центрального, качественно нового личностного образования - внутренней позиции ученика.
Внутренняя позиция ученика включает в себя слияние двух потребностей, а именно познавательной и потребности общаться со старшими на более новом уровне. Это, в свою очередь, позволяет дошкольнику включиться в образовательный процесс как субъект деятельности, что выражается в осознанном формировании и реализации намерений и целей или, другими словами, произвольном поведении школьника.
С того момента, как дошкольник осознает идею школы как желаемого образа жизни, можно сказать, что его внутренняя позиция наполнилась новым содержанием - она стала внутренней позицией ученика. Этот факт говорит о том, что дошкольник психологически перешел в новый этап своего развития, а именно в младший школьный возраст.
Л.И. Божович утверждает, что внутренняя позиция ученика тесно связана с мотивами обучения. Обратите внимание, что причина, в отличие от мотивации, относится к самому субъекту поведения, она считается устойчивым личным свойством, изнутри подталкивающим их к совершению определенных действий [2].
Среди множества причин обучения А. Леонтьев выделяет причину получения высоких оценок, поскольку они являются высокими оценками для первоклассника, являющимися источником других наград, залогом его эмоционального благополучия и благополучия. также предмет гордости [5].
По мнению Н.Ф. Талызиной, существует 3 вида мотивов:
- Широкие социальные мотивы, которые являются мотивами самосовершенствования и самоопределения. Основную роль здесь играет то, что дошкольник понимает социальный смысл учебного процесса, а также формирует личную готовность к школе и положительные ожидания от нее в результате социального отношения. Большинство из этих причин действуют, как их понимают, и связаны с далекими и обратными целями. Часто рядом с ними лежат мотивы долга и ответственности, которые изначально не осознаются первоклассниками, а на самом деле выступают в виде добросовестного выполнения поставленных учителем задач, стремления удовлетворить все его потребности. Но, по мнению автора, эти мотивы присущи не всем детям, что, в свою очередь, связано с неточным пониманием ответственности и безответственности на этом этапе возраста и некритичным отношением к себе;
- Во-вторых, так называемые узколичные мотивы, которые проявляются в форме желания любой ценой получить хорошую оценку, заслужить поощрение учителя или одобрение семьи, а также избежать наказания и получить вознаграждение (то есть причины благополучия) или в виде желания выделиться среди одноклассников, занять определенное положение в классе (престижные причины);
- В-третьих, образовательные и познавательные причины, включенные в непосредственную учебную деятельность и связанные с содержанием и процессом обучения, а также с овладением, прежде всего, способом деятельности [7].
Несмотря на различия в подходах к классификации учебных мотивов, почти все авторы согласны с тем, что не все мотивы одинаково влияют на учебную деятельность. Одни из них лидеры, другие второстепенные (подчинение). Авторы утверждают, что мотивы дошкольников также имеют разные силы и значения. Появляются более сильные мотивы, которые действуют как «ограничения» [6].
Таким образом, в конце дошкольного возраста формируется центральное качественно новое личностное образование - внутренняя позиция ученика.
Внутренняя позиция тесно связана с мотивами обучения. Существует несколько классификаций учебных мотивов. Авторы выделяют учебную, социальную, познавательную, внешнюю, игровую и оценочную темы. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, каждый из них определенным образом влияет на формирование и характер его учебной деятельности.
Мотивационная готовность к учебе в школе означает, что у ребенка, идущего в школу, есть система мотивов, обеспечивающая высокий интерес к учебе в школе. Компонентами мотивационной готовности являются: позитивные представления о школе, готовность учиться в школе, чтобы учиться, способность делать много нового и развитая позиция ученика.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Просвещение, 2010. – 256c.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2012. – 289 с.
3. Гринек Т. В., Каменская И.Н. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. – Уфа: Лето, 2012. – 231с.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1999. – 145 с.
5. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: – М.:Педагогика, 1995. – 144с.
6. Степанова Н.А., Багаутдинова Н.А. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования, диагностика: методическое пособие – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 236 с.
7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2011. – 288 с.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011. – 384с.