Активное участие родителей в образовании и воспитании детей
Активное участие родителей в образовании и воспитании детей
Автор: Паравян Анна Джоновна
ВЧЕРА и СЕГОДНЯ: Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) поставил перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
СЕГОДНЯ и ЗАВТРА: перед школой стоит новая задача, плавно перетекающая из предыдущей: формирование функциональной грамотности обучающихся.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач образования и воспитания. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Мы с вами знаем немало психолого-педагогических форм работы с родителями. Это и родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, открытые уроки, внеклассные мероприятия, участие родителей в Совете школы и т.д. Сегодня перед нами задача внедрить наибольшее количество родителей в педагогический процесс.
И тут важно сказать, что именно в проектной деятельности сотрудничество учителя с родителями станет залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися.
Тема "Проектная деятельность в начальной школе" актуальна в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, а также она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется нашими педагогами. Мы реально видим, как из года в год растет активность участия обучающихся на конференциях «Потенциал». Но начиная работать по этой теме с детьми, зададим себе вопрос: "А достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ однозначный: " Конечно же, нет!"
Но это не значит, что ученики начальной школы не должны включаться в проектную деятельность. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. А для успешных занятий проектной деятельности необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребенка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный учитель – консультант, наставник.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику. В начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Чтобы включить в проектную деятельность больше детей и родителей, нужно подумать над созданием коллективного проекта.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, как обычно наблюдается, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу над проектом.
Расскажу о начале работы над коллективным проектом в 3 классе:
Во время родительского собрания родителям была разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Я их познакомила с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней.
1. Выбор темы проекта: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше выбор. Я, как наставник проекта, поставила перед детьми задачу узнать: какие события в мире произошли за последний год.
2. Выдвижение первоначальных идей. Дети, пообщавшись с родителями, пришли с такими ответами:
а) распространение короновирусной инфекции – 18 учащихся;
б) пожары и наводнения в Сибири - 7 учащихся;
в) пожары в Австралии - 5 учащихся;
г) без идеи и ответа – 2 учащихся.
3. Выбор лучшей идеи. В классе прошло обсуждение тем (ребята посмотрели короткие видео-репортажи от информационных агенств с мест событий). Буквально всех заинтересовала тема Австралии, уникальность географического расположения континента, ее флора и фауна. Ребята озаботились экологией континента и тем, что большинство животных находятся под угрозой полного исчезновения.
4. Планирование проектной деятельности: помочь ребенку спланировать работу с учетом занятости детей, определение сроков ее выполнения. На данном этапе мы сделали план дальнейшей работы над проектом и распределили между учениками темы сообщений. Главный вопрос проекта: губительные пожары - это следствие засушливого климата или глобальное потепление? По крайней мере, как я думаю, дети прикоснутся к теме экологии и о важности сбережения окружающей среды.
На одном из уроке технологии каждый ребенок из аппликации сделал то животное или птицу, о котором должен подготовить сообщение. Подготовка сообщения запланирована на каникулярное время.
5. Изучение необходимого материала по теме проекта. Здесь просто необходимо активное включение родителей. Взрослые могут посодействовать ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помочь сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет, просмотр фильмов о живой природе (например, телеканал BBC).
6. Сведение всех мини-сообщений в одну презентацию. Возможно мы со своим классом по ZOOM проведем такое собрание, где дети вместе с родителями будут поочередно рассказывать о своих достижениях в поиске информации, читать свои сообщения.
7. Защита презентации проекта. Взрослым рекомендуется провести проверку сообщений, прорепетировать выступления, возможность снять волнение перед защитой проекта.
8. Оценка и самооценка проекта. Здесь родители могут дать советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующих проектах. Желательно вместе обсудить достоинства и недочеты своей деятельности, обязательно нужно отметить реальные достижения своего ребенка.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно, в нескольких ролях. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают в подготовке презентации или создании видеофильма. Но родители не должны забывать:
1. Что главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
2. Что родитель может играть роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, интернет.
Итак: на данный момент более половины родителей из класса вовлечены в проект, совместно со своим ребенком. Участвуя в коллективном проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
ВЫВОДЫ:
- Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.
- Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Начинают лучше понимать проблемы своих детей.
- Огромное значение имеет положительное общение детей из неполных и проблемных семей. Встречи и общение с родителями одноклассников может дать ребенку гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
- Родители больше узнают своего ребенка, поддерживают его творческий интерес.
Кроме того, для любого педагога важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Уже на данном этапе сбора информации родители пришли к единому мнению, что подготовка к проекту занимает очень много времени и повышает умственную нагрузку учащихся, приходится анализировать большое количество информации.
Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности, повышает социальный статус в школе, дети узнают способы взаимного сотрудничества: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, как со взрослым, так и с одноклассником, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения. А значит, формирует социально-личностную компетентность детей.
Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Землянская Е.Н., Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников. М.: Эксперт, 2010.
2. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Учебная литература, 2008.
3. Модульная система экспериментов. Инструктивные материалы для обучающихся. Начальная школа. М.: Бизнес Меридиан, 2011.