Роль дидактических пособий в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Роль дидактических пособий в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Автор: Пергаева Ирина Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45», г. Арзамас
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития через использование в работе педагога дидактических пособий.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дети с задержкой психического развития, мелкая моторика, дидактические пособия.
Игра - это один из тех видов детской деятельности, который используется в работе педагога, для формирования различных видов действий у детей.
В игре ребенок развивается по всем направлениям. Он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем зависит успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особенно важно такое развитие для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети сильнее чем мы думаем, они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.д. Развитие этих ощущений – основа сенсорного развития ребенка. Не малое значение в сенсорном развитии имеет развитие мелкой моторики, особенно у детей с ЗПР.
Поэтому в работе педагога важно использовать дидактические пособия, направленные на развитие мелкой моторики.
Дидактическое пособие представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Оно является и игровым методом в развитии детей с ЗПР. Поэтому им уделяется важное место в развитии.
Многие игры и пособия направлены на развитие «ручной умелости» у детей. Еще в давние времена люди хорошо понимали значение «ловкости рук». К сожалению, в наш век компьютерных технологий, мы стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи с чем, многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».
Сейчас для развития мелкой моторики педагог может использовать массу дидактических пособий. Начиная от самых простых: нанизывание бусин, пуговиц, растягивание и застегивание молний и т.д., заканчивая фабричными: бизиборды, сортеры, деревянные вкладыши на разные темы, пазлы, мозайки и т.д. Все эти дидактические пособия благотворно влияют на развитие мелкой моторики у детей, цветового восприятия и ориентировке в пространстве.
Таким образом, анализирую роль дидактических пособий для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, можно сделать следующий вывод, о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой моторики рук. И важное место в этом развитии занимают дидактические пособия, направленные на ее развитие. Каждый педагог должен использовать в своей работе различные пособия, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей, особенно если это дети с задержкой психического развития.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб. : Речь, 2006.
4. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. – М.: Астрель: Аст, 2006.
5. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
7. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е. А. Стребелевой, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова – М. : Издательский центр «Академия», 2002.