Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль сказок в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-02-03 17:58:41
Статью разместил(а):
Каркозова Наталья Александровна

Роль сказок в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста

Автор: Каркозова Наталья Александровна

МБДОУ "Д/с № 1 "Улыбка"

 

Аннотация: дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы дети с детства усвоили суть нравственных понятий и человеческих ценностей. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных форм работы над нравственным  воспитанием ребенка дошкольного возраста, является сказка. Дети постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит,  убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дошкольники воспринимают сказки, как реальность. Именно поэтому сказка  оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

Ключевые слова: нравственные понятия, человеческие ценности, воспитание сказкой.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.

Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые воспитатели дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, дети учатся сопоставлять, анализировать, делать выводы,  погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Буратино» ). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают фантазию и интеллект.

Организация работы над сказкой:

1. Как надо читать сказку?

Сказка – вид устного народного творчества. Она сказывалась, а не читалась при своем зарождении. Ее язык своеобразен: сказочный зачин, основное действие, повторы, концовка. Именно поэтому, сказку надо читать по – особенному, применяя в данном случае прием чтения – рассказывание. При таком чтении – рассказывании сказка будет сопровождаться живыми интонациями разговорной речи, мимикой, жестами, необходимыми эмоциональными жестами.

Все это поможет донести до чувств детей богатство содержания народной сказки.

2. Беседа по содержанию:

Не следует во время беседы по содержанию выяснять, где правда, где вымысел в сказке. Такой анализ разоблачения «убивает» сказочный поэтический вымысел. При беседе по содержанию важно обратить внимание на художественный смысл сказки: кого высмеивает народ? Что осуждает?

3. Словарная работа сказки. Словарная работа не должна ослаблять восприятия сказки, а должна усиливать его. При подготовке воспитателю следует наметить круг словарных слов и время, когда он их будет объяснять (в процессе чтения – рассказывания, после – с использованием иллюстраций). Важно, чтобы словарная работа не выделялась в особый этап работы и не разрушала целостность художественных образов. Объясняя значение слов, подбирая синонимы, надо подчеркнуть, что не синоним, а именно, это русское – народное слово уместно в сказке, создает красоту и неповторимость образа.

4. Игра при чтении сказки (инсценирование сказки)

Для того, чтобы игра была осмысленной, необходимо спросить детей, как они себе представляют место действия, какими представляют героев? Пусть дети наслаждаются игрой, если хотят ее разыграть еще раз – пусть играют!

5. Пересказывание сказки – после многократного рассказывания воспитателем, когда дети запомнят обороты речи, создавая единство образа.

Каждый педагог должен владеть искусством пересказывать сказки, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Современному ребенку недостаточно прочитать сказку, раскрасить раскраску с изображением сказочных персонажей, обсудить сюжет. С дошкольником двадцать первого века необходимо вместе искать и находить скрытые значения, осмысливать сказки и жизненные уроки.

 

. . . . .