Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков Марблс
Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков Марблс
Автор: Крупник Наталья Леонидовна
ГБОУ "Школа 629", г. Москва
Ключевые слова: сенсорное восприятие, виды активности, становление психических функций, развитие мышления.
Раннее детство — особый период развития ребенка. Этот период важен для созревания и формирования организма малыша и становления его психических функций. В этот период необходимо создать оптимальные условия для включения малыша в разные виды активности. В решении данной задачи эффективно использовать разноцветные шарики марблс, они позволяют привлечь ребенка и решать задачи его сенсомоторного развития.
Цветные глиняные шарики марблс использовали в древности для игры детей. Сегодня их называют марблс (мраморные), и сделаны они из глины.
Период раннего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания малышей. Поведение и сознание малышей этого возраста целиком определяются восприятием. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер, ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Помочь узнать все, что окружает малыша, помогают разные образовательные предметы. Камешки марблс позволяют эффективно организовать игры с детьми по сенсорному развитию.
Достопримечательностью этого материала являются их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними, они удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
Наиболее удобны для захватывания плоские камешки размером не менее 2 и не более 3,5 см, что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина предметов — 1 см.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине камешки марблс имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
Наиболее любимы детьми такие игры с камешками марблс и цветным грунтом, как «Прятки» (использование сухого бассейна), «Спасатели», «Бусы для мамы», «Сортировка камешков по цвету», «Наведем порядок» (сортировка по форме, величине), «Угостим гостей» и т.д.
«Сухой бассейн» — мы предлагаем малышам опустить ручки в емкость, наполненную камешками, и почувствовать — какие они, камешки: прохладные, гладкие; рассмотреть их — какие они: круглые, разного цвета. Затем предлагаем зажать много камешков в кулачке (формируем кулачковый захват) и обратить внимание малышей, что камешков у них в кулачке много и т. д. Затем предлагаем поискать в камешках мелкие игрушки-сюрпризы для развития тактильной чувствительности и координации руки. Малышам нравится эта игра, их радуют разноцветие камешков, тактильные ощущения и сюрпризные моменты.
«Спрячем животных от волка» — в игре мы раздаем малышам по животному и предлагаем закрыть их камешками одного цвета. Показываем малышам камешки, учим захватывать всеми пальчиками (щипковый прием), а затем предлагаем по образцу найти такие же камешки и положить их вокруг животного. Эта игра очень нравится малышам, она вызывает у них бурю положительных эмоций. К середине года малыши отлично ориентируются в цвете и прекрасно владеют приемом захвата камешка.
«Угостим мишку и зайку печеньем» — показываем малышам мишку и зайца, сидящих за столом.
Кладём ёмкость с квадратными и круглыми камешками, показываем малышам захватывание камешка двумя пальчиками, большим и указательным (пинцетный захват). Угощаем мишку квадратным печеньем, зайца — круглым, затем предлагаем по образцу найти такие же камешки, взять их двумя пальчиками и угостить зверей. Дети с большим удовольствием раскладывают камешки по тарелочкам, их привлекают яркость и гладкость камешков.
Яркие, приятные на ощупь разноцветные имеющие разные размеры и текстуру камешки помогают формировать игровые действия малышей.
В течение всего учебного года при целенаправленном сенсорном воспитании у детей наблюдается положительное отношение к действиям с камешками разной величины, формы, цвета. Они подолгу манипулируют ими, рассматривают, ощупывают, перекладывают их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.
В процессе игр-занятий с камешками марблс у детей оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины.
В результате систематических игр с камешками марблс и цветным грунтом у детей раннего возраста оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика. Дети:
— проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
— способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
— умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
— любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра — стихия детей.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Работа с камешками марблс заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность детей, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность дети познают окружающий мир, учатся общаться и осознавать себя как личность. К тому же необыкновенные камешки любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда — а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.
Актуальность. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития детей раннего дошкольного возраста. Оно направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания действительности.
Сенсомоторные игры являются составной частью развития математических способностей детей раннего дошкольного возраста, их восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве) и развития моторной сферы.
Мы хотим поделиться инновационной, интересной и полезной игрой для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики рук с применением марблс и цветного грунта, что, в свою очередь, хорошо воздействует на кору головного мозга, отвечающую за речь.
Мы работаем с детьми раннего дошкольного возраста 1,5—3 лет, так как дети очень маленькие, они нуждаются в ярких игрушках, ярких эмоциях и пособиях. Именно на мотивацию детей и направлена инновационная технология «Марблс». Пособие яркое, что немаловажно для данного возраста, приятное на ощупь, оно вызывает у детей бурю положительных эмоций и восторга. Применение камушков марблс и цветного грунта — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Данная технология направлена на:
— развитие начального математического представления (цветовосприятие, цветоразличение, понятия величины, количества, формы, ритма и т.д.);
знакомство детей с классификацией предметов;
— развитие мелкой моторики и координации рук;
— формирование и закрепление правильного захвата ка-мешка;
— обогащение словаря;
— развитие познавательной сферы;
— развитие коммуникативности;
— развитие усидчивости;
— воспитание положительного эмоционального настроя;
— развитие ориентировки на плоскости;
— развитие внимания и памяти.
Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей.
Камешки марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику детей. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Камни используются как стимулирующий материал для свободных ассоциаций детей. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3–5 человек) или индивидуально.
Наши малыши с большим удовольствием играют с камешками, не замечая, что идет процесс развития и обучения.
Камешки Марблс у нас есть в форме звездочек, сердечек, грибочков, листочков, цветочков, есть овальные, круглые, квадратные и даже капельки. Также есть цветной крупный грунт.
Работу с камешками Марблс и цветным грунтом мы сравниваем с праздником. Детей радует великолепие ярких красок. Данную технологию мы успешно используем 2 года и постоянно пополняем свою мастерскую новыми камушками-стекляшками и методическими пособиями. У нас накоплены карточки с геометрическими фигурами, зигзагами, спиральками, картинками, всевозможными пособиями и т.д.
Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков — шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.