Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Дата публикации: 2021-02-12 11:53:02
Статью разместил(а):
Мельник Мария Сергеевна

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Авторы: Мельник Мария Сергеевна

 и Балашова Анастасия Павловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16 «Колокольчик», г. Мичуринск

 

Аннотация: В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, технология обучения, игровые технологии, дидактическая игра, игровая ситуация, познавательная активность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал.

Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, — учреждениях дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).

Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной сфере. «Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития» [6].

Перед педагогами ДОД стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.

Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»). Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). «Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [7, с. 206–207]. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. «В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна» [7, с. 207]. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра».

Возникновению игрового интереса, как отмечает Ю.В. Геронимус [1], способствую многие факторы. Приведем некоторые из них: «удовольствие от контактов с партнерами по игре», «удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока», «необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях», «если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль» и т. п. Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды (по Д. Н. Кавтарадзе).

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями» [9с. 483].

Педагоги разрабатывают авторские образовательные программы, гибко сочетая традиции и новаторство, стремятся создать условия для развития познавательной и творческой активности детей. По их мнению, если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем [12]. Теперь более подробно рассмотрим представленные выше виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как по английскому языку (например, заочное путешествие в Лондон, заочная экскурсия по достопримечательным местам английского королевства и т. п.), так и по МХК (заочное путешествие в Античную Грецию с целью знакомства с ее архитектурой и скульптурой, заочное путешествие по залам Русского музея, заочное путешествие в центры народных промыслов России и т. п.).

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Так, на занятиях по английскому языку при изучении темы «Разговор в магазине» дети могут перевоплощаться в продавца и покупателя, темы «Поездка в транспорте» — в кондуктора и пассажира, темы «В больнице» — доктора и пациента, темы «В музее» — экскурсовода и посетителя, в «Театре» — актера и зрителя, билетера и зрителя и т. п.

Поэтому, разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это «их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей» (по Д. Н. Кавтарадзе).

Таким образом, деятельность современных учреждений ДОД направлена на «приобщение школьников к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться» [2, с. 110]. Использование же дидактических игр на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

 

Литература:

1. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. — М.: Знание, 1989.

2. Данчук И.И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей / И. И. Данчук // Актуальные проблемы гуманитарных т естественных наук. — 2014. — № 01 (60). — Ч. II.

3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005.

4. Ефимов В.М.. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства / В. М. Ефимов, Г. Л. Пельман, В. А. Чахоян. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. 6. Официальные документы в образовании. — 2002. № 4. — С. 3–31. 7.  Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 

. . . . .