Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Кризис семи лет у ребёнка

Дата публикации: 2021-03-14 20:37:30
Статью разместил(а):
Трещинская Татьяна Ивановна

Кризис семи лет у ребёнка

Автор: Трещинская Татьяна Ивановна

ГБОУ "Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна"

 

Аннотация: В статье рассказывается о прохождении возрастного кризиса у детей, именуемого как «кризис семи лет», его влияние на психические и эмоционально-мотивационные сферы ребенка.

Ключевые слова: личность ребенка, возрастной кризис, психические процессы, непосредственность.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Развитие ребенка всегда проходит через определенные стадии или периоды. В возрастной психологии, исследователями представлено множество возрастных периодизаций, например, перинатальный, новорожденный, младенческий, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный возраст, подростковый возраст, возраст ранней юности.

Через эти этапы проходит каждый ребенок. Полноценное проживание каждого возрастного периода подготовит ребенка к восхождению на следующую ступеньку. На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребенка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит плавно, постепенно. Но начинается и заканчивается каждый из периодов возрастным кризисом.

Возрастной кризис - нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений.

Во время того или иного возрастного кризиса, ребенок, получает новый жизненный опыт и новые переживания, он пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости - нормальное явление для ребенка.

Более подробно рассмотрим в данной работе переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуемый наступлением возрастного кризиса семи лет.

Кризис семи лет был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Давно замечено, что при переходе ребенка от дошкольного к школьному возрасту, он очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Этот период, можно назвать переходной ступенью в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях, ребенок, не реагирует на просьбы или замечания, делает вид, что не слышит. Если раньше ребенок без проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение, например, идти обедать он никак не реагирует, как бы игнорируя призыв взрослых.

В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой и доказывать, что это совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что неприятно и нежелательно для родителей.

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, теряет детскую наивность. В своём поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как был раньше. Теперь взрослому тяжело однозначно судить о том, что ребенок думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить поступок с точки зрения его результата, возможных последствий. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным, а становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок все еще в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

Наряду со всеми изменениями, происходят и существенные перемены в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях, приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.

Период кризиса семи лет связан также с изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По мнению Л.И. Божович, кризис семи лет является периодом рождения социального «Я».

Кризис семи лет, как и любой другой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ начала и его окончания. Поэтому у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис семи лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап психологической готовности к школе.

У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение в школе. Это еще раз подтверждает, что кризис - не имеет четких границ и проходит индивидуально исходя от общего психического и психофизического развития ребенка.

Исходя из всего сказанного, родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период. И следовать следующим рекомендациям, которые помогут смягчить период прохождения «кризиса семи лет».

Рекомендации родителям по прохождению у ребенка «кризиса семи лет»:

· Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький;

· Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен;

· Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми;

· Давайте положительную оценку ребенку как личности;

· Указывайте на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения;

· Анализируйте причины допущенных ошибок и плохого поведения;

· Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок;

· Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите.

Если взрослые понимают, что происходит с ребёнком, стараются понять и поддержать, то кризис пройдёт достаточно легко и поможет безболезненно сформировать нужные в будущем качества.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2007. - 224с.

3. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Новосибирск. 2004. - 54с.

4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис, 2007. - 208с.

5. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.: Проспект, 2006. - 560 с.

 

. . . . .