Современные формы социального партнерства с родителями в ДОУ
Современные формы социального партнерства с родителями в ДОУ
Автор: Гусева Ирина Викторовна
МОУ «Детский сад № 380», Волгоград
Аннотация: В статье автор пишет о том, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, принимать во внимание социальный статус и микроклимат семьи, родительские установки, запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным образовательным учреждением, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Социальное партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Abstract: In the article, the author writes that working with parents should have a differentiated approach, take into account the social status and microclimate of the family, parental attitudes, requests and the degree of parental interest in the activities of preschool educational institutions, improve the culture of pedagogical literacy of the family. The Social Partnership of the Family and the Educational Institution is a promising and effective form of social interaction
Ключевые слова: социальное партнёрство, взаимодействие педагогов и родителей, детский сад.
Keywords: social partnership, interaction of teachers and parents, kindergarten.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства, признана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на Построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:
- составление характеристик семей (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень);
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие! в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (совет учреждения, попечительский совет, родительский комитет, совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);
- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, воспитателей;
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке к школе.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни группы детей и семей. Собрания - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Особую тревогу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей.
Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОО к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности в форме студии, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу.
От участия родителей в работе студии выигрывают все субъекты педагогического процесса. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек.
А педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.
День открытых дверей. Во время этого мероприятия дается возможность познакомить родителей с детским садом, его традициями, программами, правилами, особенностями воспитательно-образовательного процесса, заинтересовать и привлечь к участию. Проводятся небольшая обзорная экскурсия, знакомство с педагогами, беседа с родителями.
Беседы в основном индивидуальные, где четко определяется цель — что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию.
Мастер-классы. Данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей. Наиболее интересные мастер-классы для родителей: «Птицы—вестники весны» по изобразительной деятельности, «Масленые забавы» - театральные игры - изготовление куклы «Масленицы».
Творческие мастерские. Основная цель функционирования творческих мастерских - создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат, - радость совместного творческого труда. Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества.
В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверии праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта».
Открытые занятия-всеобучи. Многие родители не знакомы с методами и формами проведения занятий и поэтому с удовольствием принимают участие и как слушатели, и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Востребованы совместные мероприятия, занятия по предлагаемым видам деятельности: занимательная математика, обучение грамоте, изобразительная деятельность, занятия с психологом, театральные игры. Именно такие занятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребенка, детям - воспринимать своих родителей по-новому. На данных занятиях у педагога есть возможность показать, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Индивидуальные консультации. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, психолога, методиста, но чаще по инициативе самих родителей и лиц, их заменяющих.
Устный журнал. В этой форме задействованы несколько педагогов, ведущих разные виды деятельности. Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение небольшого количества времени получают необходимый объем нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по своему виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций: «Играйте вместе с детьми», «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай - зачем?», «Как запомнить графическое изображение цифр», «Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника» и др.
Распространены памятки: «Как преодолеть страх перед школой», «Как читать детям», «Как воспитывать у ребенка самостоятельность».
Семейный клуб — наиболее удачная форма сотрудничества с семьями воспитанников. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В индивидуальной работе с родителями педагог-психолог стремится раскрыть неповторимость и уникальность каждого ребенка, подчеркнуть «сильные» стороны его личности и обратить внимание на «слабые» стороны.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители.
Встречи родительской общественности с администрацией ДОО. Их целесообразно проводить ежегодно. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета.
Родительский актив - опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации дел группы и детского сада, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых занятий, праздники творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения».
Формы трудовой деятельности: оформление групп, благоустройство и озеленение участков, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы и слеты, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.; совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
Этот метод вошел в историю как «метод проблем». Американский педагог У.Х. Килпатрик писал: «Метод проектов — метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке».
Проектный метод рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств детей. В основе исследовательско-творческих проектов лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок к исследовательской деятельности (практические опыты).
Проектная технология предполагает:
· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
· самостоятельную деятельность воспитанника;
· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
· использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения;
· обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировку, выводы.
В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста воспитатель особое внимание уделяет формированию предпосылок к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей.