Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики

Дата публикации: 2021-04-19 16:28:55
Статью разместил(а):
Никишина Галина Ивановна

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики

Автор: Никишина Галина Ивановна

 

“Рука - вышедший наружу мозг” И. Кант. 

Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, что очень важно в раннем возрасте ребенка от двух лет. Тренировка пальчиков детей младшего дошкольного возраста облегчается использованием различных пальчиковых игр. Игры для малышей подбираются соответственно возрасту. Действие пальчиков и стихотворный текст должны быть доступны конкретному возрасту и усложняются по мере усвоения пальцевых движений.

Подрастая, ребенок более умело владеет пальчиками, кистями рук. Теперь можно переходить к играм, где участвуют обе руки. Синхронное, одновременное выполнение действий обеими руками способствует активизации работы обоих полушарий головного мозга.

Пальчиковые игры с текстом способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, координации движений.

Кроме игр с пальчиками развитию мелкой моторики рук способствует рисование пальчиками, ладошками. Аппликация из готовых форм в раннем возрасте и самостоятельное вырезание в старшем дошкольном возрасте также способствует развитию мелкой моторике рук.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной (креповой) салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками.

Создание рисунков сначала было коллективным. На готовый контур дети наклеивали комочки салфеток, плотно прикладывая, их друг к другу. Необходимый участок работы вначале промазывал воспитатель. Затем, когда дети становились старше, они самостоятельно промазывали необходимые участки рисунка. Вначале рисунки были простые (не сложные)одноцветные: солнышко, бусы, горшочек каши, дождь идет. Дети в процессе работы закрепляли основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

Постепенно по мере взросления детей, рисунки усложнялись, кусочки салфеток брались меньшего размера, комочки становились плотными и совсем не большими, расширялась цветовая гамма: сиреневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. Расширялся спектр оттенков бледно-голубой,нежно-сиреневый, темно-розовый, ярко-оранжевый, светло-зеленый и т.д., что способствует умению детей отличать оттенки цвета. 

Постепенно усложнялся рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Проклеивание тонких линий, мелких деталей дает возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.

Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую работу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд. В занятиях салфеточной аппликацией не последним фактором является воспитание эстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира.

Хорошо такие занятия проводить и дома: они не требуют большой подготовки, ребенок успокаивается, находится при деле, совместная работа с родителями, ваше внимание к ребенку вызывает положительные эмоции, что очень важно. От взрослого требуется приготовить шаблон картинки, можно взять любую понравившуюся детскую раскраску, бумажные салфетки различных цветов, клей ПВА, ножницы. А еще хорошее настроение и готовность к работе!

Готовим салфетки: разрезаем каждую сначала на равные 3 полосы, а затем делим полоски на равные квадратики. Из квадратиков пальчиками делаем упругие шарики, и наклеиваем на шаблон картинки. С помощью этой техники можно создавать красивые картины.

 

. . . . .