Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Лепбук – форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности

Дата публикации: 2021-04-29 19:10:57
Статью разместил(а):
Герасимова Елена Леонидовна

Лепбук – форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности

Авторы: Ширикова Г.И. и Герасимова Е.Л.

МДОУ № 38 "Красная шапочка"

 

Всем известно, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть - активное участие родителей в работе образовательного учреждения, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Формы работы с родителями постоянно меняются.

Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Хочется познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной темы.

Лэпбук (lapbook) - это самодельная тематическая или интерактивная папка в виде бумажной книжечки с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Создание лэпбука помогает закреплять и систематизировать изученный материал, а рассматривание готовой папки - позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Зародился лэпбукинг на западе, однако американцы, подхватив идею, развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Она представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого.

В Америке широкое распространение лэпбуки получили за счет домашнего образования (homeschooling). Лэпбук при таком обучении является финальным этапом изучения определенной темы. То есть ребёнок со взрослым изучив тему, оформляют полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что ребёнок смог узнать.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Также, это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук - учитель и друг ребенка. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию разместить информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Для ребёнка с очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков.

Вот некоторые правила по созданию и оформлению лэпбука:

1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.

2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.

3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).

4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.

5. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.

6. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.

Подача материала с помощью лэпбука обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой чудо-книге, чтобы полистать – поиграть с ней, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие, это интересный и полезный инструмент в работе с детьми. Но использовать его нужно правильно. Эти удивительные папки являются помощником в работе с детьми, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.

Таким образом, мы можем сказать, что лэпбук — отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми.

Лэпбук для детей — это яркая, красочная, загадочная книга, побуждающая к активному и коммуникативному взаимодействию со взрослыми. Это эффективная форма овладения речью. Лэпбук для детей является учителем, с помощью которого он узнает информацию, а также и другом, с которым можно поиграть, выполняя различные задания.

Многие родители заинтересовались такой формой подачи информации детям. И уже дома они начали самостоятельно изготавливать различные книжки-малышки, конвертики, кармашки в которых находились разнообразные картинки по темам.

Лэпбук — это помощник не только педагогов, но и родителей, помогающий организовать совместную деятельность с ребенком!!!

 

Литература:

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лепбук – наколенная книга». Журнал «Обруч» 2015.

2. Нурисламова А.Д. Лепбук в работе педагогов дошкольного обучения. 2012.

 

. . . . .