Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-06-27 21:20:37
Статью разместил(а):
Супрунова Светлана Адамовна

Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству детей дошкольного возраста

Автор: Супрунова Светлана Адамовна

МБДОУ "Детский сад № 70 комбинированного вида", р.п. Большие Вяземы, г.о.Одинцово, Московская область

 

Аннотация: Статья отражает актуальные вопросы развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Рассмотрены методы, характерные для различных возрастных групп, способы их применения и формы организации занятий.  Описанный опыт работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для развития творческой активности ребенка, воображения, умения нестандартно мыслить.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, творчество, творческие способности, дошкольники. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одним из увлекательнейших занятий для детей является рисование. В рисунке ребенок отображает свои познания об окружающем мире. А еще рисование способствует развитию ручной умелости, что немаловажно для подготовки руки к письму.

У дошкольников часто возникает чувство страха и неуверенности перед рисованием: «Я не умею, у меня не получится». Побороть эти страхи можно, научив ребенка нетрадиционным техникам рисования, когда непосредственно навыки рисования отходят на второй план и ребенок начинает фантазировать и творить нетрадиционно, то есть, не используя стандартных, общепринятых приемов рисования.

Воплощая свои идеи в создании необычных произведений изобразительного искусства, ребенок выражает свое собственное «Я». Этот вид творчества позволяет ребенку не стандартно мыслить, а также дает возможность самовыражения и реализации своего творческого потенциала. От нетрадиционного рисования ребенок получает удовольствие, радость и незабываемые положительные эмоции. У детей появляется интерес к рисованию и желание заниматься творческой деятельностью.

Опыт, который дошкольники приобретут в рисовании нетрадиционными техниками, даст возможность в дальнейшем увереннее пользоваться кистью и карандашами, а это способствует беспрепятственному переходу к обучению технике рисования.

Нетрадиционное рисование развивает не только мелкую моторику и тактильное восприятие, но и фантазию, мышление, воображение, внимание, усидчивость и аккуратность. Также развивается глазомер, зрительное восприятие и пространственная ориентация на листе бумаги.

Методы, применяемые в нетрадиционном рисовании, являются легкими для освоения детьми. Дети смело экспериментируют с красками и материалами. Исчезает чувство страха и неуверенности, что не получится. Ведь получается всегда! Даже в кляксе, можно увидеть какой-то образ, а дорисовав детали, получить изображение знакомого предмета.

Несомненно, большинство техник нетрадиционного рисования может освоить даже малыш, который едва научился держать в руках карандаш или кисть, ведь рисовать можно чем угодно. Все, что с помощью краски, оставляет след на бумаге, можно использовать для рисования.

Немаловажным является и то, что разные методы можно сочетать, поэтому появляются поистине реалистичные сюжеты.

В своей практике широко использую нетрадиционные техники рисования в образовательной деятельности, в индивидуальной работе, а также в программе дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию.

Обучение техникам нетрадиционного рисования строится по принципу: от простого к сложному, начиная с младшего дошкольного возраста:

- рисование пальчиком,

- рисование ладошкой,

- тычком жесткой полусухой кистью.

- ватными палочками.

В среднем дошкольном возрасте добавляются методы:

- печатание печатками, листьями, пробками, поролоном,

- кляксография,

- рисование свечой, восковыми мелками.

В старшем дошкольном возрасте техники уже сложнее:

- монотипия,

- набрызг,

- рисование по сырому,

- граттаж,

- раздувание кляксы коктейльной трубочкой,

- тиснение,

- рисование солью,

- пластилинография (рисование пластилином),

- рисование поролоном,

- использование трафаретов,

- батик,

- гравюра,

- тиснение.

Конечный результат работы зависит от того, насколько ребенок заинтересован. Поэтому занятия проходят в форме игры, которая является основным видом деятельности дошкольника. Для активизации внимания детей используется сюрпризный момент, постановка проблемы; для создания комфортной обстановки во время работы - спокойная музыка, чаще всего классическая.

Также на занятиях по рисованию, с использованием нетрадиционных техник, используются:

- пальчиковые игры непосредственно с тем материалом, который применяется на данном занятии;

- дидактические и подвижные игры, для объяснения или закрепления материала;

- ритмические и релаксационные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- смена положения тела в пространстве, чтобы избежать длительного статического положения детей.

Как уже отмечалось выше, рисовать можно чем угодно, то есть любым подручным материалом. Кроме того, для создания ярких сюжетов и необычных работ, используются весьма неожиданные предметы. Так, для печатания применяю половинки овощей и фруктов. Это могут быть половинки мелких яблок и груши, мелкие картошка и лук. Краска наносится непосредственно на печатку или прижимается к поролону, на который нанесена краска, а затем ставится отпечаток на лист бумаги. Очень интересными получаются печатки из овощей. Их можно вырезать при помощи ножа или использовать для вырезания металлические формочки те, которыми делают печенье из теста. Такие печатки пригодятся для тем: «Соберем картошку», «Поможем маме консервировать компот», «Грибы в лукошке». Из картошки можно вырезать любые фигуры и такими печатками, под присмотром педагога, могут пользоваться даже дети младшего дошкольного возраста.

Также можно печатать листьями китайской капусты. Этот материал хорошо использовать при рисовании осеннего или зимнего леса. Принцип работы тот же что и при использовании печаток из овощей. Если обрезать листья у китайской капусты до кочерыжки, то при печатании получаются красивые цветы. Еще цветы печатали с младшими дошкольниками при помощи донышка пластиковой бутылки. Со старшими детьми использовали ватные диски. Складываем вчетверо диск, для удобства держания используем прищепку.

Разнообразные и интересные печатки можно смастерить из потолочной плитки. Вырезается нужная форма, на двухсторонний скотч приклеивается к квадрату из плитки. Чтобы удобно было держать, сверху приклеивается пробка от пластиковой бутылки. Так можно изготовить домик, грибочки, елочки. Например, нарисуем ежика при помощи пластиковой вилки, а грибочки и елочки напечатаем печаткой. Вот и получилась картинка «Ежик несет грибочки».

Для печатания можно использовать поршень от одноразового шприца. На тонкий поролон, вложенный в коробочку, наносится гуашь. Поршень прижимается к поролону с краской, а затем отпечатываем на бумаге. Таким способом украшаем платье, шарфик, варежки, салфетку, платочек для мамочки.

Удобно вырезать печатки из пенопласта. Гуашь наносить непосредственно на печатку или использовать, как в случае с поршнем от шприца, тонкий поролон. На печатки при помощи двухстороннего скотча приклеиваем пластмассовые крышки от бутылок, для удобства держания во время работы.

Хорошо такими печатками пополнить уголок рисования в групповом помещении. Материал простой и доступный в изготовлении и использовании детьми старшего возраста. Творчеству не будет границ! Рисование необычно вызовет бурю положительных эмоций. Дети получат возможности для самовыражения и развития творческих способностей. Будут весело и непринужденно творить, и экспериментировать с разными материалами. Результат всегда получается красивым и необычным, не зависимо от того, какие навыки рисования имеются у ребенка. Используя разные материалы, дети расширят свои познания о свойствах этих материалов.

Применение техник нетрадиционного рисования дает возможность для коллективного творчества. А это способствует укреплению детского коллектива, сближению детей, развитию навыков общения и развитию социально – коммуникативным навыкам. Выполняя коллективные работы, дети учатся работать рядом, помогать друг другу. Коллективно мы выполняли такие работы: «Осеннее дерево», «Елочка - зеленая иголочка» (рисование ладошками); «Жучки на травке» (жучков печатали пробками); «Лето красное» (радугу рисовали при помощи поролоновой губки). На губку гуашью при помощи кисточки нанести цвета радуги, а затем провести губкой по листу бумаги, предварительно его увлажнив.

Не только в детском саду, но и дома ребенок может рисовать нетрадиционными материалами. Поэтому работу нужно проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Главное донести до них важность этих методов. Для этого с родителями проводятся мастер - классы, консультации, собрания. И тогда общими усилиями детского сада и семьи использование нетрадиционных техник рисования станет для детей доступным способом выражения своих мыслей, воплощения замыслов, проявления инициативы и любопытства. А это способствует развитию творчества, креативности, уверенности в себе.

Не нужно детям навязывать процесс рисования, необходимо их этим процессом увлечь. Именно нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с дошкольниками, и есть тем увлекательным процессом. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.

 

Список литературы:

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. : Волшебные краски 3-5 лет. Пособие для занятий с детьми. Москва : Аркти, 2008. 32 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Никитина А.В.. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2014- 96 с.+16 с. цв. вкл.

4. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. Пособие для воспитателей и родителей. Издательство КАРО, 2009г. 160с.

. . . . .