Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Агрессивное поведение дошкольников. Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Дата публикации: 2021-07-04 16:53:52
Статью разместил(а):
Орешкова Елена Александровна

Агрессивное поведение дошкольников. Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Автор: Орешкова Елена Александровна

МБДОУ "Детский сад № 26 общеразвивающего вида"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о причинах агрессивного поведения дошкольников, о способах реагирования в случае агрессивных проявлений, описывает способы коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такие эмоциональные состояния обеспечивают условия для формирования личности: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Если ребенок большую часть времени находится в подавленном и раздраженном состоянии, быстро устает или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперактивность, ведет себя робко, плаксивый, капризный, то все эти состояния свидетельствуют о проблемах в эмоциональной сфере, которые негативно сказываются на формировании личности. Длительные негативные переживания дезорганизуют психическую деятельность детей и их взаимодействие с ровесниками. Эти эмоции не только накладывают отпечаток на опыт ребенка, но и влияют на ход дальнейшего развития. Они могут способствовать образованию отрицательной жизненной позиции и в конечном счете вызвать задержки в общем развитии детей.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых, часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством личности. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Выделяют следующие факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности:

1. Семейные факторы:

- Безразличие или враждебность со стороны родителей — очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

- Разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту.

- Неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гиперопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.

- Ограничение физической и эмоциональной активности — если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

2. Личные факторы:

- Подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет.

- Неуверенность в собственной безопасности — когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным.

- Эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.

- Недовольство собой — отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно.

- Повышенная раздражительность из-за чувства вины.

3.  Ситуативные факторы:

- Плохое самочувствие, переутомление — чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

- Влияние продуктов питания — доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Тип темперамента: менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения;

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена и на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), и на повышение самооценки, и на развитие коммуникативных навыков, игровой деятельности, а в большей степени на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности понимать других.

Агрессивность — это внешнее проявление, прежде всего, внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя и несправедливости окружающего мира, неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького «агрессора» являются способом привлечения ребенком внимания окружающих к своим проблемам, свидетельством невозможности справиться с ними в одиночку.

Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений:

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно …»), переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки «), позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Снижение напряжения ситуации. 

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда …», «Ты никогда не …», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды.

Сохранение положительной репутации ребенка.  

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину.

Обсуждение проступка. 

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); задавание констатирующего вопроса («Ты злишься?»), раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»), обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»), апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.  Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. К сожалению, данная проблема существует и приобретает огромное значение в полноценном воспитании детей. Усугубляет положение дел и наш современный ритм жизни с ее информационными потоками, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников. Главное здесь – помочь нашим детям увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнёра по общению и совместной деятельности.

У нас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для детей. Какой из них выбрать – решать самим взрослым. Но и в том и в другом случае нужно помнить, что помогать — не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию. Нужно начать с себя: положить конец собственной агрессии и это непременно поможет детям.

Подавление агрессивных импульсов, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым, безобидным для окружающих способом: рукоделие, спорт, рисование; с помощью игрушек, наконец. Также для того, чтобы ребенок смог «выпустить пар», психологи рекомендуют завести специальную «подушку для битья», на которой можно вымещать всю накопившуюся агрессию.

Один из важных методов — научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться объяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Здесь, опять же, не забывайте о собственном примере. Говорите! Без человеческого общения любая коррекция агрессивного поведения будет бессмысленной и безрезультативной.

Избегайте иллюзии, будто взрослый знает о чувствах ребенка больше, чем сам ребенок. В детях нужно уважать личность — эта, казалось бы, очевидная аксиома оказывается одним из самых трудных моментов для взрослых в деле коррекции агрессивного поведения ребенка. Свобода и личное пространство — вещи, важные не только для взрослых.

Но и здесь нельзя перегибать — ребенок не меньше нуждается во внимании со стороны взрослого. Привлечение внимания — одна из основных причин агрессивного поведения. Например, когда дошкольник ударил товарища по игре, нужно не начинать ругать агрессора, а проявить внимание к пострадавшему: поднять его, успокоить, а еще лучше — вместе уйти из комнаты. Лишенный внимания и компании, маленький агрессор поймет все негативные последствия насилия.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Агрессивные дети в силу особенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.

Цели и задачи данного направления в программе коррекции агрессивного поведения дошкольников — научить ребенка, что агрессия является не единственным способом реагировать на проблемную ситуацию. Существует еще большой спектр более конструктивных реакций. Это не только минимизирует агрессию, но и улучшит навыки общения и социализации.

Это также поспособствует развитию эмпатии. Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие эмпатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.

Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников — это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).

Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальшь. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.

Неплохой метод коррекции агрессивного поведения для дошкольников — так называемая сказкотерапия. Придумайте вместе с ребенком сказку с ним же в главной роли. Смоделируйте ситуации, в которых он ведет себя спокойно и терпеливо и получает за это награду.

Занятия по коррекции агрессивного поведения, необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками — не более сорока минут.

Гнев происходит из слабого контроля над своими эмоциями (или полного отсутствия такого контроля), поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки саморегуляции и контролирования агрессии. Для этого нужно, во-первых, установить четкие правила управления агрессией; во-вторых, закрепить эти правила и навыки через ролевую игру, моделирующую проблемную ситуацию. Ребенку необходимо освоить также релаксационные техники, поскольку помимо управления проблемным состоянием техники релаксации способствуют снижению уровня внутриличностной тревоги

Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым — базовое условие коррекции агрессивного поведения. Лишь взаимодействие с чутким и понимающим взрослым позволит ребенку-агрессору понять, что не все взрослые «плохие», да и весь мир не такой уж ужасный и опасный.

Поэтому родители должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Тем более, что стойкий эффект от коррекции агрессивного поведения может возникнуть лишь при системном, комплексном характере работы и проработке индивидуальных особенностей характера.

Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессивного поведения. Вот несколько из них:

- комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать;

- срывать агрессию на «подушке для битья»;

- громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги;

- топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку;

- вминать пластилин в картонку или доску;

- в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.

Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

 

Список литературы:

1. Общая и социальная психология – Издательство «Норма», 2018.

2. Социальная психология дошкольника - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016.

 

. . . . .