Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ
Автор: Сидоренко Татьяна Николаевна
МАДОУ города Когалыма «Колокольчик»
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО портрет выпускника дошкольного образования выглядит так «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать, в случае затруднения, обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья, за счет повышения общего уровня повышения двигательной активности.
Т.к. современная система отошла от способа передачи детям знаний информационным методом, то согласно ФГОС ДО, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок может раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Важным условием организации познавательно-исследовательской деятельности является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая создает условия для познавательного развития ребенка и направлена на формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Была изучена методическая литература, пройдены курсы повышения квалификации по познавательно-исследовательской деятельности. Составлены картотеки опытов и экспериментов, схемы проведения экспериментов, которые дети могут проводить как совместно со взрослым, а также самостоятельно. Подобраны познавательные книги, энциклопедии, иллюстрации, тематические альбомы, дидактические пособия.
Для закрепления знаний детей собраны различные настольные игры, в том числе игры, изготовленные своими руками: что из чего, тепло-холодно, тримино, умелые пальчики, волшебные рукавички, круги Луллия, лэпбук «Путешествие капельки» и др.
Особое внимание в настоящее время уделяется «Центру воды и песка». Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжения мышц): рыбалка, быстрые кораблики, рисуем на песке, как песок сыплется
Все наблюдения за изменениями в природе, погоде, которые проводятся на прогулке, в повседневной жизни мы отмечаем в календаре природы.
Материальное оснащение центра экспериментирования:
- сосуды: стаканы, миски, баночки, колбы, мензурки, трубочки, губки;
- приборы: магниты, увеличительные стекла, зеркала, линейки, подзорная труба, весы, термометр, песочные часы, подносы;
- вещества: соль, сахар, марганцовка, красители (пищевые, гуашь, акварель), мука;
- медицинские материалы: пинцет, пипетки, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля, бинт, ватные палочки;
- природный материал: камни, ракушки, песок, глина, грунт, образцы древесины, мелки, листья, зёрна;
- воздушные шарики, мыльные пузыри, фартуки, шапочки, нарукавники.
Совместно с детьми и родителями собраны коллекции редких предметов: тканей (нитки), бумаги, камней, ракушек, пуговиц, семян, гербарий
В центре экспериментирования находятся символы, разные схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. Листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
На видном месте размещены правила поведения в уголке экспериментирования.
Познавательно- экспериментальная деятельность проводится нами в 2-х направлениях:
- взаимодействие с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Экспериментальная деятельность проводится во время НОД: нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем; «Воздух волшебник», «Песок», «Глина», «Вода», «тяжелый – легкий», «взаимодействие воды и снега», «Лед», «твердое и мягкое», «откуда берется дождь», «тонет- не тонет», «звездное небо»; «Берегите зубы», «Чтобы уши слышали», «Моя кожа».
На прогулках: наблюдения за ветром, движение воздуха, состояние почвы в зависимости от температуры, тяжелая- легкая, свойства мокрых и сухих веществ, строительные свойства песка и почвы, песчаный конус, свойства веществ твердый – жидкий, свойства воды и снега, изготовление цветных льдинок, защитные свойства снега, как вытолкнуть воду?, свойства солнечных лучей, свет и тень, могут ли менять форму твердые предметы, волшебные стекла, потребность растений в воздухе и воде, почему на тропинках не растут растения, необходимость прополки для растений
Проводятся тематические досуги по экспериментальной деятельности: Сказки из песка, теневой театр, «Путешествие в мир опытов и экспериментов», «Хочу все знать», «Веселый экспериментариум», Мир фокусов.
Также мотивируем детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему», узнай по запаху, солнечные зайчики, «как окрасить воду», «как покрасить песок», «растворимость песка, соли», изготовление мыльных пузырей, тонет-не тонет, свойства соли, опыт с магнитами, вода изменяет форму
Проводим проекты по ПИД: огород на подоконнике, «Волшебница вода», «Неизведанное рядом», «если хочешь быть здоров».
Вся работа проводится в тесном контакте с родителями. Родителям предоставляется дополнительная информация по темам проектов, консультации. Для родителей оформляются выставки. Родители принимают активное участие, проводят детско-родительские проекты, дети участвуют в конкурсах, награждены дипломами.
Вывод: Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, успешнее, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняет социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Экспериментируя, дети учатся видеть вопросы в окружающем мире!