Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ

Дата публикации: 2021-09-30 12:17:38
Статью разместил(а):
Орешкова Елена Александровна

Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ

Автор: Орешкова Елена Александровна

МБДОУ "Детский сад № 26 общеразвивающего вида"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как правильно педагогу, организовать кружковую работу в ДОУ.

Ключевые слова: кружок, дополнительное образование, документация.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Кружок - это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога). 

Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.

Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

-коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями: 

- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами: 

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке

- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)

- Планом работы кружка на год,

- Списком детей

- Расписанием занятий 

- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии): 

- Изучение нормативно-правовой базы.

- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

- Разработка (подбор) программы кружка.

- Разработка плана кружка на учебный год.

- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

- Реализация плана работы кружка на практике.

- Анализ результативности работы кружка.

Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.).

Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм: 

С детьми: Фронтальные занятия (групповые); Экскурсии; Тематические прогулки; Развлечения, досуги; Участие в (различного уровня) конкурсах.

С педагогами: Консультации, мастер-классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями: Консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности: Физическое развитие; Социально-личностное развитие; Познавательно-речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать: 

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Документация: Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование), диагностика.

Схема разработки программы кружковой работы. 

- Титульный лист

- Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

- Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

- Учебно-тематическое планирование

- Диагностические карты, методы проведения диагностики

- Список литературы.

 

Список литературы:

1. Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС. - Издательство «Учитель», 2015.

2. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования. 0-7 лет. ФГОС– Издательство «Мозаика-Синтез», 2021.

 

. . . . .