Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сенсорное развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Дата публикации: 2021-10-15 12:34:46
Статью разместил(а):
Козлова Галина Анатольевна

Сенсорное развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Автор: Козлова Галина Анатольевна

ГУЗ ВО АДРС «Александровский Дом ребенка специализированный»

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема сенсорного развития детей в Доме ребенка. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ – интернатов замедлен,  имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Для более успешной адаптации и социализации детей сирот необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. Одним из направлений такой работы может стать организация развивающих занятий в сенсорной комнате. Цель статьи - найти различные игры, с помощью которых дети могут развиваться с самого начала своей жизни.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорная корзина, мелкая и грубая моторика.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

При интернатном воспитании детям не хватает практически всех условий, способствующих саморазвитию. Их задержки в развитии происходят уже в первые месяцы жизни. Также наблюдается задержка в созревании мозговых структур.

Проблемы в психическом развитии детей раннего возраста выражаются, прежде всего, как нарушение познавательной деятельности. У детей-сирот снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлений смысловых связей, т.е. наблюдается недостаточность  развития логического мышления.

Обучение через исследования чувств естественно для младенцев и маленьких детей, что имеет смысл, если учесть, что навыки, которые они привыкли полагаться на том, чтобы добиться понимания предметов, мест, людей и взаимодействия еще полностью не разработана. 

Сенсорное развитие - основа умственного развития ребенка. Насколько точно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, зависит их «вхождение» в окружающий мир.

Сенсорная игра - это простой и увлекательный способ для детей исследовать свои различные чувства, движения и многое другое в неструктурированной обстановке. Дети естественным образом изучают текстуры, вкусы, звуки и запахи с помощью практического обучения, которое помогает развить когнитивные навыки. Экспериментируя с различными материалами и манипуляциями, дети могут практиковать навыки наблюдения, предсказывать и делать выводы.

В двух словах, сенсорная игра - это игра, которая стимулирует несколько чувств одновременно. Это помогает построить пути (или связи) между нервами в мозге, которые затем помогают заложить прочную основу для более сложных задач в дальнейшем.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух маленького ребенка, а также все, что связано с движением и равновесием.

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними. [1]

Сенсорная игра действительно ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно, в отношении материалов и типов игр, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка, используется некоторый здравый смысл.

Дети начинают идентифицировать и распознавать определенные свойства объекта (жидкого или твердого) и могут устанавливать связи с другими объектами, имеющими то же сходство. Когда мы обсуждаем различные свойства и элементы каждого из них, это знакомит детей с новым словарным запасом. Это способствует развитию речи, в то время как физический акт смешивания, зачерпывания и просеивания укрепляет мелкую и грубую моторику.

Преимущества сенсорной игры

Сенсорные занятия, помимо того, что они веселы и интересны, они побуждают детей исследовать и экспериментировать. Кроме того, эти занятия помогают детям использовать «научный метод» наблюдения, формирования гипотез, экспериментов и выводов.

Сенсорная деятельность также позволяет детям совершенствовать свои пороговые значения для различной сенсорной информации, помогая их мозгу создавать более прочные связи с сенсорной информацией и узнавать, какие из них полезны, а какие можно отфильтровать.

Другие причины, по которым сенсорная игра полезна для детей:

Сенсорная игра поддерживает развитие речи, когнитивный рост, навыки решения проблем и социальное взаимодействие;

Развитие мелкой моторики. Манипулирование материалами и мелкими предметами отлично подходит для укрепления маленьких рук! Это также отлично подходит для обучения детей правильному надавливанию на различные текстуры. Этот тип игры помогает развивать и улучшать память.

Сенсорная игра отлично подходит для успокоения встревоженного или расстроенного ребенка. Это помогает детям усваивать сенсорные атрибуты (горячее, холодное, липкое, сухое). Это помогает построить нервные связи в мозге. Это способствует развитию двигательных навыков.

Новый опыт поддерживает развитие языка. По мере того как ребенок осваивает новый опыт, он знакомится с новыми понятиями и терминами. Это поощряет «научное мышление» и решение проблем. Развивает навыки самоконтроля. Сенсорная игра нуждается в границах и правилах, которым необходимо обучать. 

Желание участвовать в сенсорной игре естественно для детей, и его следует поощрять и поддерживать в условиях раннего обучения.

Лично мне нравятся сенсорные игровые занятия, так как они просты в настройке, как правило, требуют всего лишь нескольких предметов. Да, некоторые идеи сенсорной игры запутанны, но, применяя простые меры для ограничения игрового пространства вашего ребенка, беспорядок, как правило, может быть ограничен.

Чтобы создать сенсорную корзину, возьмите пластиковый ящик для хранения и заполните его подходящими по возрасту предметами, такими как песок, крупа, ватные палочки и т.д. Добавьте другие мелкие предметы, такие как игрушки, лопатки, спичечные коробки, маленькие миски. Цель состоит в том, чтобы включить различные текстуры и тактильную стимуляцию, чтобы дети могли испытывать и взаимодействовать с ними.

Примеры сенсорных занятий для детей

Молочная Роспись

Вы можете создать свою собственную «живую картину», используя только молоко и пищевой краситель. Малышам понравится наблюдать, как цвета кружатся и смешиваются, как по волшебству, прямо у них на глазах. Для более внимательных мастеров попробуйте прижать чистый лист бумаги к окрашенному молоку, чтобы запечатлеть рисунок.

Совет: Молоко с высоким содержанием жира - лучшая основа для максимального завихрения и движения цвета.

Радужная Мыльная Пена

Для ароматной, красочной игры смешайте ароматизированный порошок желатина, теплую воду и мыло для мытья посуды. Прокручивайте смесь через блендер для получения пенистой, пузырящейся текстуры. Смешайте несколько разных цветов, затем добавьте их все в пластиковую корзину. Однако внимательно следите за малышами во время игр, сладкие запахи этих ароматизированных пенок заманчивы, но небезопасны для употребления.  

Анти-стресс игрушка

Кукурузный крахмал идеально подойдет в качестве наполнителя. Частично надуйте воздушный шар, затем осторожно насыпьте порошок в воронку. Дети могут помочь украсить игрушку (перманентный маркер идеально подходит). Процесс заполнения здесь может быть немного сложным, и его лучше оставить взрослым.  

Раскопки динозавров

Заморозьте пластикового динозавра в миске с водой на ночь. После замораживания выньте кусок льда и положите в кастрюлю с крышкой (чтобы уменьшить беспорядок), затем попросите детей выкопать динозавра с помощью поваренной соли и кухонной утвари. Малыши усваивают ранние уроки естествознания, наблюдая, как соль помогает растопить лед, и их внимание не ослабнет, пока динозавр не вырвется на свободу.

Сенсорная бутылка

Достаньте чистую пластиковую бутылку, чтобы сделать расслабляющую, успокаивающую сенсорную игрушку для детей. Удалите все этикетки с бутылки, затем заполните водой, мылом для рук и еще большим количеством блесток. Дети могут настроить свои собственные бутылки для релаксации с помощью блестящих бусин, блесток или пищевых красителей. В крайнем случае, прозрачный гель для волос работает вместо мыла для рук. Чем больше мыла или геля для волос, тем медленнее перемещается содержимое бутылочки, поэтому поэкспериментируйте с различными рецептами, чтобы найти лучшие сочетания для вашего ребенка.

Сенсорное панно

Используйте кусок картона, фанеры или даже пенокартона в качестве основы для собственной сенсорной доски. Прикрепите вещи, которые катятся, вещи, которые вы можете толкать, скручивать и т.д. Бросьте вызов детям, чтобы они сами нашли различные предметы домашнего обихода, которые можно прикрепить к доске, а затем добавьте готовую доску в игровую комнату для множества простых развлечений.

Идеи сенсорной активности необязательно должны быть сложными, чтобы быть эффективными. Эти рекомендации можно легко выполнить без большой подготовительной работы. Сенсорное исследование полезно для всех детей, но для детей с нарушениями сенсорной обработки оно является важной частью головоломки для лучшей сенсорной интеграции, предотвращения сенсорных сбоев и успешной навигации по окружающему миру.

Главным фактором определяющим эффективность всей системы воспитания детей в Доме ребенка, является гуманность, сознательность, ответственное отношение к своей работе.

Воспитатель дома ребенка должен быть педагогически грамотным, знать коррекционную педагогику и обладать высокой нравственностью, культурой, любить детей.[2]

 

Список литературы:

1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван: Айастан, 2012. 224 с.

2. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М.: ACT Астрель, 2009. 272 с.

 

. . . . .