Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектно-технологические основы в дошкольном образовании

Дата публикации: 2021-10-20 13:10:58
Статью разместил(а):
Тухватуллина Зиля Хасановна

Проектно-технологические основы в дошкольном образовании

Автор: Шкоркина Людмила Афанасьевна

МАДОУ № 10, г. Салават.

 

Аннотация: в этой статье автор пишет о том, что в классические дошкольные педагогические технологии вливаются современные инновационные технологии, которые предполагают большей самостоятельности от дошкольников, а обучающая же деятельность со стороны педагогов должна носить ненавязчивый развивающий и познавательный характер.

Ключевые слова: технологизация, многомерные инструменты, творчество, обучение, детский сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Образование вступило в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства.

Ответ, почему образование попыталось выйти за свои традиционные рамки и устремилось к теории и практике технического (и других видов) творчества, следует искать в профессиональной творческой деятельности, в которой педагогическая общественность увидела возможности и механизмы для более эффективного выполнения «социального заказа» образованию, для технологизации обучения и развития творческих способностей личности.

Технологизация в общем смысле – это труд высокой культуры и эффективности, который опирается на совершенные методики и инструменты, образцы и стандарты, на проектирование и прогнозирование, на знание механизмов развития и функционирования систем. Аккумулируя эти знания, технология позволяет проектировать, изготавливать и эксплуатировать различные системы. Педагогические системы в этом смысле не являются исключением.

Наша цель – ознакомление с проектно-технологическими основами педагогической профессии, педагогического творчества. Особое внимание уделяется дидактической многомерной технологии (ДТМ) и её дидактическим многомерным инструментам – логико-смысловым моделям (ЛСМ). Они представляют собой новый класс объектов семиотики, т.к. объединяют образную и понятийную формы представления знаний, отличаются от других наглядных средств природосообразным характером и «всепредметной» универсальностью, дополняют известные слабо инструментализированные методики обучения и выполняют дидактические функции ориентировочных основ действий в виде моделей знаний на естественном языке.

Возможности современного образования зависят от «орудий труда», используемых для обучающей деятельности детей, т.е. от уровня технологизации подготовки и проведения учебного процесса.

Дидактическая многомерная технология – это новая реальность, возникающая в ходе эволюции педагогики и на этапе технологизации образования. Основная её идея состоит в том, чтобы осуществить многомерный, орудийный и генетический подходы к развитию инструментального базиса традиционных и перспективных технологий обучения.

Синтез дидактических многомерных инструментов выполнен в соответствии с природой многомерности, в основе которой лежит наглядное представление знаний на естественном языке для поддержки познавательной деятельности, выполняемой в речевой и других формах.

Основания дидактической многомерной технологии:                                                                                  

- дидактические многомерные инструменты – это универсальные средства адекватного представления знаний на естественном языке, объединяющие две линии кодирования информации: знаково-символическое кодирование (мелкодискретное, развёртывающее) на основе письменности и речи и образное (целостное) кодирование;

- многомерность определяется как особое качество визуального отображения знаний, которое реализуется посредством объединения значимых для человека свойств рассматриваемого предмета или явления, коррелирует с морфологическими особенностями материального основания интеллекта и восходит к культовым знакам и символам, субмногомерным схемам представления знаний, координатам различного типа;

- логико-смысловые модели для многомерного универсального представления и анализа знаний – это форма конкретной реализации дидактических многомерных инструментов координатно-матричного типа.

Применение дидактических инструментов характеризует проектно-технологическую компетентность педагога и технологичность процесса обучения: они диктуют особую логику организации учебного материала и учебного процесса, позволяют конструировать и моделировать будущие результаты подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога и обучащегося, формируют системную ориентировочную основу деятельности, актуализируют и развивают скрытые ресурсы мышления.

Синтез этих инструментов опирается на концепцию многомерных смысловых пространств как реализацию дидактической категории «многомерность», обладающей богатой «родословной» в образно-символическом отражении мира человеком. Категория «многомерность» позволяет уточнить и расширить понятия «наглядность», «интериоризация», «универсальность», «программируемость».

Освоение новых инструментов приводит к созданию дидактической многомерной технологии на следующих принципах.                                                                                                                             

1. Принцип формирующего воздействия образовательного процесса: 

- организация познавательной деятельности параллельно во внешнем и внутреннем планах и их взаимодействие;

- формирование алгоритмоподобных структур мышления и деятельности с опорой на материализованные внешнепредставленные средства образно-модельного типа;

- формирование общесистемных и предметно-системных стереотипов мышления.

2. Принцип комплексности образовательного процесса и наглядных средств:

- включение этапов познания, переживания и оценки изучаемого знания;

- включение процедур столкновения с темой, изучения и обобщения темы;

- интеграция обучения и воспитания на основе актуализации воспитательного потенциала учебного предмета: поддержка познавательной деятельности в предметной, речевой и моделирующей формах.

3. Принцип интеграции технологии и творчества:

- авторизированное проектирование учебного материала; формирование и применение технологического «фильтра» для отбора педагогической информации; создание авторского стиля и гуманитарного фона педагогической деятельности;

- обеспечение учащегося «своим делом», «своими инструментами», «своими результатами»;                                                                                                                              

- накопление фонда технологических регулятивов, публикация результатов творческой технологизированной деятельности.                                                                                                                             

Дидактическая многомерная технология обладает большим инновационным потенциалом, который реализуется, если соединить её с известными методиками обучения – от традиционных до развивающих.

На современном этапе в дошкольном образовании происходят большие перемены. В классические дошкольные педагогические технологии вливаются современные инновационные технологии, которые предполагают большей самостоятельности от дошкольников, а обучающая же деятельность со стороны педагогов должна носить ненавязчивый развивающий и познавательный характер.

На наш взгляд ДМТ отвечает всем этим запросам. И вполне приемлемо применение ЛСМ в непосредственно образовательной деятельности (ООД). Они могут применяться в качестве модели всей ООД или как часть ООД (например, модель игры).

Мы провели экспериментальную работу по применению ЛСМ в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста. На мой взгляд подготовка к ООД с помощью ЛСМ гораздо эффективнее, так как на создание модели уходит меньше времени, чем на написание плана. Очень удобно педагогу, вся нужная информация находится перед глазами, не нужно писать отдельные «памятки», чтобы вдруг не забыть чего-нибудь в ходе непосредственной образовательной деятельности. Со стороны детей был проявлен живой интерес к ЛСМ. Они с удовольствием рассматривали и открывали картинки (ЛСМ для детей создаются в картинках), искали подсказки на модели, если затруднялись с ответом, задавали вопросы. А в итоге были получены вот такие результаты. У детей:

- возросла активность и работоспособность;

- активизировались мыслительные процессы;

- формируется положительное отношение к учебной деятельности;

- улучшается эмоционально-психологическое состояние.

Педагог:

- получил опыт проектирования логико-смысловых моделей;

- освоил новый технологический подход в подаче обучающего материала, тем самым улучшив развивающий потенциал НОД;

- получил дальнейшее направление творческой педагогической работы.

И можно сказать, что ДМТ осуществляет в НОД основополагающие идеи:

- научное понимание процесса обучения как активной деятельности, направленной на интеллектуальное развитие личности ребёнка;

- определение наиболее безболезненных путей перехода от репродуктивного типа обучения к продуктивному, развивающему, творческому, предусматривающему перестройку всей системы учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении с учётом интересов и познавательных возможностей каждого ребёнка;

- развитие детей на основе принципов природосообразности и культуросообразности.

Итак, применяя на практике новые дидактические многомерные инструменты с традиционными, педагог осуществляет основные запросы современного образования: технологизация, гуманизация, интегративность, целостность формируемой картины мира, повышение культуры обучения.

 

Список литературы:

1. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. – Санкт-Петербург, 1999г.

2. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2006г.

3. Штейнберг В.Э. Технологические основы педагогической профессии: Учебно-методическое пособие. – Уфа, 2002г.

4. Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии - № 1, 2000г.

5. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем // Школьные технологии - № 2, 2000г.

 

. . . . .