Использование проектного метода в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Использование проектного метода в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сударских Светлана Михайловна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область
Аннотация: В статье рассматривается использование проектного метода в решении задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: проектный метод, нравственное воспитание, дошкольники.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным, верящим в возможность совершенствовать мир и людей. Формирование нравственных качеств является одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Образовательный процесс по формированию нравственных и социокультурных ценностей занимает длительное время, его успешность зависит от целенаправленной и совместной работы педагогов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Нравственное воспитание представляет собой совокупность норм и принципов:
- нравственный облик (милосердие, терпение, незлобивость, кротость);
- нравственные чувства (вера, долг, совесть, патриотизм, ответственность, гражданственность);
- нравственное поведение (духовная рассудительность, служение Отечеству, послушание, добрая воля);
- нравственная позиция (различие добра и зла, самоотверженная любовь, преодоление жизненных испытаний).
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста нашла свое отражение в исследованиях Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Л.С. Выготского, С.А. Козловой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, С.Г. Якобсона и др. По мнению А.В. Запорожца, высокие нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, они не передаются по наследству. Важная роль в становлении нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста принадлежит взрослым. Они являются носителями социального опыта, правил и норм поведения, знаний о мире. Общаясь с взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки.
Одним из эффективных подходов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию является проектный метод. Проектный метод - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу проектного метода заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Проекты в дошкольной образовательной организации носят, как правило, обучающий характер, поскольку ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому основной задачей педагогов, при создании проекта, является обучение необходимым умениям и навыкам.
Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные Е.Г. Евдокимовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенковым. Поэтому воспитатель должен оценить свою готовность к проектной деятельности - между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и распространением педагогических знаний у родителей воспитанников. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие типы проектов:
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;
- творческие.
Реализация проектного метода – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Необходимо учесть, что педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта и помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Проектный метод включает в себя реализацию следующих этапов:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
В процессе работы над проектом происходит интеграция между различными видами детской деятельности: игровой, художественной, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, чтением художественной литературы, что позволяет развить в ребёнке нравственные качества. Проектный метод основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
Одним из успешных условий реализации проектного метода является применение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста личностно-ориентированного подхода. Он подразумевает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию нравственных качеств у дошкольников. Необходимо постоянно включать ребёнка в посильную и всё усложняющуюся для него деятельность, опираясь на его активность и творческий потенциал.
Ещё одним условием успешной реализации проектного метода является построение взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников в целях осуществления всестороннего развития каждого ребёнка. Положительный результат, может быть, достигнут при сотрудничестве семьи и ДОО в рамках единого образовательного пространства. Проектный метод является своеобразным способом демонстрации организаторских и творческих способностей взрослых и детей. У родителей появляется возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, и способствует пересмотру родителями своих методов и приёмов воспитания.
При организации совместной проектной деятельности основным ориентиром является воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста:
- потребность проявлять любовь и быть нужным другому;
- потребность в понимании своих чувств и чувств других людей
- потребность в доверии к окружающему миру другим людям;
- потребность в новых впечатлениях;
- потребность в самостоятельности.
Примерный алгоритм реализации проекта с участием родителей:
1 этап - подготовительный. Основные задачи:
- мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность;
- накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создаётся мотивация к предстоящей деятельности);
- знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с её возможными вариантами;
- подготовка методической и материально-технической базы;
- разработка сценария финала.
2 этап – исполнительский. Непосредственно проектная деятельность родителей и детей.
Основные задачи:
- развитие социальной компетентности ребёнка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально - значимой для ребёнка;
- формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.
3 этап. Презентация проектов. Основная задача - получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы.
Форма проведения: досуг, праздник, марафон. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, призами.
Совместная проектная деятельность является важным способом педагогического влияния на формирование нравственных ценностей в семье.
Для успешного формирования нравственных качеств у детей необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к этим качествам было эмоционально положительным и при необходимости применялись в определенных ситуациях. Проектный метод, применяемый в дошкольной образовательной организации, является перспективным и оптимальным методом, который решает задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 7 – С. 77.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя дет. сада / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка – Синтез, 2008. – 112 с.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: пособие для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Шатрова и др.; под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ: учебно-метод.пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.
5. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: учебно – метод.пособие / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. – С. 5.
6. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет: пособие для воспитателя дет.сада / Н.В. Микляева, А.Г. Ахтян, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 208 с.