Вариативное использование инновационных технологий современной логопедической практики
Вариативное использование инновационных технологий современной логопедической практики в коррекционной логопедической работе в рамках реализации ФГОС ДО
Автор: Довбак Эльвира Мударрисовна
МКДОУ "Детский сад № 1 "Светлячок", г. Малмыжа Кировской области
Аннотация: данная статья раскрывает особенности современных инновационных технологий, используемых в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: логопедия, дошкольное образование, инновация.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
«Создавайте идеи и развивайте их, и тогда вас можно будет назвать современным педагогом».
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира, однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент письменной речи (чтения и письма) и последующего языкового и речевого развития ребенка. В психологических, лингвистических исследованиях детской речи таких ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Жукова, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева было отмечено, что «всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу».
Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей с нарушениями речи в современной России вызывает тревогу у общественности. В связи с этим возникла новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, что в свою очередь требует пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.
В настоящий момент существует множество разнообразного практического материала, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. В специальных журналах, в различных методических и научно- популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми, имеющими нарушения речи, в дополнение к академическим работам. Над этими работами трудились такие авторы, как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова,Е. А. Пожиленко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.
Ознакомившись с рядом работ, я решила применить полученные знания на практике, так как во время традиционных логопедических занятий с детьми мной было отмечено, что внимание детей очень трудно удержать, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, использовался в новых условиях. На основании выше перечисленного я определила для себя следующую цель:внедрение инновационных технологий современной логопедической практики в кооррекционно – логопедическую работу в рамках реализации ФГОС ДО. Так как именно вариативное использование инновационных технологий наряду с существующими традиционными способствует наибольшей эффективности логопедической работы
Для реализации поставленной цели я сформулировала следующие задачи:
- Изучить инновационные технологии современной логопедической практики.
- Использовать инновационные технологии в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными и варьировать их.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к процессу коррекции речи и его мотивации у дошкольников.
Нетрадиционные для логопедии технологии:
- музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, способствуют развитию чувства ритма, просодической стороны речи. Музыкотерапия может организовываться в индивидуальной и групповой формах;
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования звуковой стороны речи, расширения и обогащения словаря, развития лексико – грамматических категорий, диалогической, монологической и связной речи, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Введение сказочных элементов в коррекционно-логопедические занятия способствует концентрации внимания, развитию памяти, логического мышления.
- пескотерапия способствует: развитию фантазии и образного мышления, элементы пескотерапии можно использовать для автоматизации поставленных звуков, развития тактильных ощущений, совершенствования умений и навыков практического общения, обогащения словарного запаса, развития связной речи;
- мнемотехника помогает в развитии всех компонентов речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Посредством мнемотехники ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.
- криотерапия – это использование игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
- ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность;
- пальцевый массаж – в своей работе я использую массажер су – джок, но можно применять массаж грецкими орехами, шестигранными карандашами, прищепочный массаж. Все виды пальцевого массажа способствуют активизации речедвигательного центра и повышению эффективности коррекционного процесса
- хромотерапия - терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов, глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов.При помощи изменения цвета можно оказывать различное воздействие ,например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование.
Таким образом, использование всех вышеперечисленные технологий, их варьирование и применение в сочетании с уже существующими традиционными, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы: сокращаются сроки коррекции речи воспитанников, повышается качество, что в свою очередь способствует формированию устойчивого интереса к коррекции речи у дошкольников, высокому уровню мотивации.
Литература:
1. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст). Минск. 1974.-128с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания // Избр. психол. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975.
3. Дошкольная педагогика: Уч. пос. для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина .2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 414 с.