Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Дидактические игры и их влияние на формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Дата публикации: 2021-11-05 14:14:44
Статью разместил(а):
Лямина Светлана Николаевна

Дидактические игры и их влияние на формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Автор: Лямина Светлана Николаевна

ГБОУ "Школа № 1450 "Олимп", г. Москва

 

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и занимательное. В соответствии с этим педагог в одно и то же время является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним.

При проведении дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображением на картинках.

При подборе дидактического материала воспитателю нужно обращать внимание на чистоту (эталонность) предметов, однако не следует ограничивать набор только цветом, формой, размером, необходимо в среде представить все многообразие свойств окружающего мира. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Смысл дидактических игр как раз и заключается в том, чтобы ребенок получил возможность действовать сам. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Таким образом, использование в работе педагога с детьми дидактических игр, способствует формированию, а затем и овладению сенсорных представлений, таких как: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве.

От умелого руководства, дидактическими играми, педагогом, напрямую зависит дальнейшее развитие ребёнка, так как чувственное познание окружающих предметов, явлений создаёт предпосылки для его интеллектуального, психического и физического развития, обогащает чувственную и эмоциональную сферу маленького ребёнка, успешно социализирует его в обществе. 

Наш мир наполнен разноцветными красками и различными формами.

Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Сначала знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают детям сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контур фигуры пальцем. После их усвоения, детей знакомят с треугольником, прямоугольником, овалом. Параллельно даётся представление об объёмных геометрических телах – шаре и кубе, а затем – о параллелепипеде («кирпичик») и эллипсоиде («яичко»).

Выделяют следующие этапы в процессе знакомства с формой:

– Практические действия. На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме «такой – не такой», не называя её.

– Зрительное восприятие формы. Детей знакомят с эталонами плоских геометрических фигур.

– Запоминание геометрических форм и их названий, умение использовать эти знания в различных ситуациях.

Знакомить с геометрическими формами и закреплять представления о них можно следующими способами:

– Использовать специальные игрушки (погремушки, пирамидки, гирлянды из чередующихся по форме предметов).

– Рассматривать эталоны форм – плоские и объёмные фигуры.

– Рассматривать реальные предметы простой формы (строительный набор, предметы быта и обихода).

– Использовать специальные дидактические игры – подвижные, настольно-печатные.

Величина – это значимое свойство предметов, которое помогает осознать размер, объём, протяжённость. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе специальных упражнений, направленных на сравнение предметов:

– Сравнивать предметы только по одному параметру (по высоте; по ширине).

– Сравниваем предметы, одинаковые по цвету и форме.

– Сначала сравниваем два предмета, резко различающихся по величине (большой и маленький кубик; высокая и низкая башни), затем добавляем средней по величине предмет.

– Параметры величины обозначаем словами, не требуя от детей повторения.

Сначала величину обозначают при помощи слов «такой – не такой», затем «большой», «маленький», а далее используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.

В процессе знакомства с величиной выделяют следующие этапы:

– Практические действия с использованием различных предметов (накрывать кастрюли крышками разного размера и т.д.) и специальных игрушек (пирамидки, вкладыши-башенки, матрёшки и т.д.)

– Опора на зрительное восприятие. Ребёнку предлагают сравнивать предметы зрительно, на глаз.

– Использование знаний о величине в разных ситуациях (на занятиях, в повседневной жизни).

Знакомить детей раннего возраста с величиной и закреплять знания можно следующими способами:

– Сравнивать пары предметов способом приложения.

– Зрительно сравнивать резко различающиеся по величине пары предметов.

– Использовать специальные дидактические игрушки – пирамидки, вкладыши, матрёшки и т.д.

– Использовать дидактические игры, направленные на изучение величины – настольно-печатные, подвижные и т.д.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Выделить цвет практическим путём в ходе практических действий с предметами, как, например, величину или форму нельзя. Цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов их функцию. Но это то свойство, которое позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство детей с цветом начинают с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего.

В процессе знакомства с цветом можно выделить следующие этапы:

– Различение цветов по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. При выполнении ребёнком сравнения, взрослый называет цвет, не требуя от него повторения.

– Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета.

После выполнения задания – называем цвет.

– Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета.

Знакомство ребёнка с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту, при рассматривании разных предметов (одежда, игрушки, овощи, фрукты и т. д). 

 

. . . . .