Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-11-05 18:43:02
Статью разместил(а):
Васильева Любовь Павловна

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Методы и приёмы этнокультурного воспитания

Автор: Васильева Любовь Павловна

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

В.А.Сухомлинский писал: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина» Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своей деревни, села, своего города, республики. Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца, не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиций и историю своей страны. Самый благодарный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Высшей ценностью общества является человек. Забота о его всестороннем развитии должна быть основной задачей воспитателя. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и близким окружением. Формирование личности ребенка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувства интернационализма формируются у детей в процессе взаимодействия их с взрослыми.

Для реализации принципа регионизации и гуманизации воспитания, решено использовать наши возможности по воспитанию дошкольников в духе дружбы между народами, любви к Родине, приобщению к национальной культуре. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит, требует создания своей национальной философии образования» [1, c.15]

Важнейшей предпосылкой полноценного культурного развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа мало иметь представление о его обычаях и традициях, укладе жизни, фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, приобщать к культуре народов своего края. В результате сложившихся тесных эмоциональных, политических и культурных связей между народами, проживающих на территории Республики Марий Эл, в их творчестве много общего. Но при всей близости каждый народ имеет черты национальных традиций, национального колорита.

Сохранение всех этих особенностей, индивидуального «облика» каждого народа представляется чрезвычайно уникальным для нашего региона. В нашей республике проживают люди разных национальностей. Однако многие из них не знают истории, культуры, традиций и обычаев друг друга. Да не только друг друга, даже историю своего народа. И мы решили – необходимо углубленно решать эту проблему с использованием национально-регионального компонента. Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитанием любви к родному краю нужно было самим педагогам.

Изучив множество методической и исторической литературы, я подумала, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что характерно для нашего региона, через что можно показать связь нашего города, посёлков, деревень, где живут близкие наших детей. А поскольку в наш детский сад ходят дети разных национальностей (мари, русские), мы говорим обо всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого народа, на его литературе и фольклоре.

В нашей республике живут люди, тонко чувствующие прекрасное, истинные носители народной культуры, мастера своего дела. Для «внутреннего здоровья» человеку нужно с детства знать и любить свои корни, родителей, родную землю, родной язык, культуру, историю. Педагоги нашего коллектива поставили перед собой задачу: знакомить детей с традициями своих предков, воспитать уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививать любовь к родной природе. Педагоги детского сада внедрили проекты: «Моя большая и малая Родина», «Село, в котором я живу».

Реализация этнокультурного воспитания и обучения детей, происходит по следующим направлениям - народная игровая культура, устное народное творчество. В народных играх много юмора, шуток, задора. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев. В детском саду создана обогащённая предметно-развивающая этнокультурная среда, где размещены: различные виды театров; аудиотека с записями народных мелодий, песен, сказок; библиотека с устным народным творчеством: собраны картотеки народных игр.

Мы работаем по комплексной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. Мы считаем, что этого недостаточно, поэтому используем в своей работе региональный модуль программы дошкольного образования «Мы живём в Марий Эл». Большое внимание уделяется дополнительному образованию по следующим направлениям: «Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Как прекрасен наш язык родной», «Быт и традиции», «Венок дружбы». При обучении обрядам, обычаям, играм педагоги значительное внимание уделяют познанию детьми истории и этнографии родного народа. Наши дети частые гости краеведческого музея при школе.

Огромную роль в этнокультурном образовании играет мини-музей «Марийская изба», созданный в детском саду. Вся работа по приобщению детей к национальной культуре строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием проводятся вечера отдыха по традициям русского и марийского народа. Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о своем родном крае, традициях, культуре и социальном мире, в котором он живет.

Даже в ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры [2, с.14]

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

 

Список литературы:

1. Григорьева Г.Г. Играем с малышами.- М.: Просвещение, 2015.-296с.

2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Мозаика-Синтез, М, 2014 – 360 с.

 

. . . . .