Как поставить цель и сформулировать задачи НОД
Как поставить цель и сформулировать задачи НОД
Автор: Алешкова Галина Геннадьевна
ГБДОУ № 36, Санкт-Петербург
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как правильно определить цели и задачи при организации совместной деятельности взрослого и детей в детском саду.
Ключевые слова: НОД, детский сад.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Отличие задач от целей.
Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).
Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие аспекты:
Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание, мышление) за одно занятие невозможно.
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|
Начальные представления |
Закрепление |
Формировать привычку/готовность... Способствовать развитию/желанию/стремлению... Создавать условия, способствующие.. Обеспечить ситуации, способствующие развитию ... |
Воспитывать чуткое отношение к... чувства/уваже-ние к... Способствовать воспитанию... Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ... Обеспечить условия для воспитания... Формировать негативное отношение к насилию/агрессии... Формировать позитивное отношение к... Содействовать процессу... Поддерживать традицию… |
Познакомить с .... Дать начальные представления о ... Формировать умение/представление/навык Создавать условия для... Приобщать детей к .... Способствовать освоению/овладению... Познакомить с .... Дать начальные представления о ... Формировать умение/представление/навык Создавать условия для... Приобщать детей к .... Способствовать освоению/овладению... |
Развивать представление/умение... Расширять представления о... Совершенствовать умение.... Углублять знания о ... Закреплять умение/знание ... Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков ... Обогащать опыт/представления Актуализировать представления ... Тренировать/упражнять в ... |