Необходимость взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
Необходимость взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
Автор: Чокырлан Наталья Александровна
Главной целью современных дошкольных образовательных учреждений является воспитание, обучение и разностороннее развитие личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Тесное взаимодействие таких воспитательных институтов, как детский сад и семья, плодотворно влияет на достижение этой цели. Ребенок учится у тех, кто является для него авторитетом и кому он может доверять. Именно поэтому самыми лучшими воспитателями для него являются родители. Приоритет семейного воспитания – сотрудничество и доверительные отношения дошкольного учреждения и семьи.
Поскольку семья является для ребенка образцом межличностных отношений, не существует другого института, который более точно определяет формирование личности будущего человека. За проблемами с поведением всегда видны взрослые, их поведение и взгляды на мир.
Разработанный и отвечающим новым социальным запросом Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание взаимодействие с семьей. В нем говорится, что педагоги в работе с семьей должны учитывать социальный статус семьи, уровень активности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также повышать педагогическую компетентность родителей. В документе также сформулированы требования по организации работы с родителями, где одним из принципов является сотрудничество с семьей, а Федеральный Государственный Стандарт является помощником для родителей в вопросах воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развитии способностей и при необходимости коррекции нарушений развитий детей.
Семья - это первая школа для ребенка. В ней он учится любить и сопереживать, радоваться и терпеть. Здесь формируются эмоционально- нравственные навыки ребенка. Уровень социального и эмоционального развития ребенка определяется именно в семье. Поэтому так важно сотрудничать с родителями и помочь им понять, что развитие личности ребенка не должно идти само по себе.
В настоящее время снижается воспитательный потенциал семьи, изменяется ее роль в процессе социализации ребенка. Родителям нелегко воспитывать детей из-за постоянной занятости и нехватки времени, а также из-за недостаточной компетентности в вопросах педагогики. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Необходимо вовлекать родителей в жизнь детского сада, чтобы они были активными помощниками педагогов.
В настоящее время работать с родителями сложно. Педагоги ищут новые пути для сотрудничества с родителями. Сейчас существуют традиционные, такие как родительские собрания, презентации, беседы, консультации, стенды, памятки, посещение семей, дни открытых дверей и т.д., а также нетрадиционные формы работы с родителями, например, круглые столы, проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и другие. Используя в своей педагогической практике нетрадиционные формы педагоги должны помнить, что основная задача этого взаимодействия – установление доверительных, партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, сплочение их в одну команду.
Пропагандирую средства и методы дошкольного воспитания, детский сад должен быть примером такого воспитания. Лишь в этом случае родители будут с доверием относится к рекомендациям педагогов и стараться установить с ними партнерские отношения. Для этого педагоги должны требовательно относится к себе, постоянно повышать уровень своих педагогических знаний и умений, анализировать свое отношение к детям и родителям.
Детский сад является для ребенка той средой, которая оказывает влияние на его развитие. Именно там жизнь ребенка подчинена правилам и требованиям, ведь, как и в семье в детском саду есть свои сложившие традиции и ценности. И пусть эти традиции не всегда совпадают, но для всестороннего развития ребенка необходимо чтобы они взаимодействовали. Именно поэтому следует налаживать сотрудничество между образовательным учреждением и семьей.
Педагоги должны устанавливать доверительные взаимоотношения с родителями, разрабатывать новые формы для повышения педагогической компетенции родителей.